Национальная комиссия по развитию и реформам Китая объявила, что сервисы доставки еды должны дополнительно снизить комиссию, взимаемую с ресторанов, чтобы те могли сократить операционные расходы на производство продуктов питания и напитков, пишет TechCrunch. Эта новость привела к падению акций сервиса Meituan более чем на 15% в пятницу. Из-за падения стоимости акций, рыночная стоимость компании понизилась более чем на $25 млрд. Акции Alibaba, управляющей конкурентом Meituan Ele.me, упали примерно на 4%.
В период с 2016 по 2020 год количество людей, которые заказывали еду онлайн в Китае, удвоилось и достигло 400 миллионов человек. Это стало возможным отчасти благодаря щедрым субсидиям, предоставленным ресторанам. Когда две компании, Meituan и Ele.me, стали доминировать на рынке, они начали повышать комиссию для предприятий общественного питания. Но новые нормативные изменения вот-вот нарушат их модель получения прибыли.
Новая политика призвана «помочь восстановиться испытывающим трудности отраслям услуг». Она, скорее всего, сократит прибыль интернет-гигантов в долгосрочной перспективе. За третий квартал 2021 года, комиссия от доставки составила 60% выручки Meituan, пишет TechCrunch со ссылкой на финансовую отчетность компании. Сервис также взимает комиссионные с других партнеров, например, с отелей, хотя доставка еды остается ее крупнейшим источником дохода.
Доставка еды была одним из важных направлений деятельности Alibaba после приобретения компанией Ele.me в 2018 году, но электронная коммерция по-прежнему остается основным источником доходов гиганта.
Сервисы доставки еды в Китае уже столкнулись и с другими изменениями, которые могут подорвать их прибыльность. В 2020 году китайский журнал People опубликовал статью о тяжелых и по-настоящему опасных условий работы китайских водителей-доставщиков еды. В ней говорилось, что алгоритмы оптимизации эффективности не учитывают человеческие возможности и дорожные происшествия и подвергают риску жизни сотен тысяч людей.
После публикации китайские регуляторы приказали платформам доставки еды повысить безопасность своих работников. Meituan и Alibaba начали предлагать водителям подключаемые шлемы с функциями голосового управления, чтобы водители могли не проверять свои телефоны, когда они мчатся по улице на своих скутерах. Платформы также смягчили ограничения по времени доставки заказов.