О том, что крупнейший частный банк России может сменить владельцев, со ссылкой на источники сообщил Financial Times. По их данным, оба миллиардера готовы отказаться от своих долей в банке, чтобы добиться отмены введенных против них европейских санкций. Потенциальный покупатель, по информации издания, уже нашелся.
Что случилось
Российские миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен заявили о готовности продать свои доли в принадлежащем им «Альфа-Банке», пишет Financial Times (FT) со ссылкой на четыре источника, знакомых с соглашением и условиями возможной сделки. Один из собеседников издания утверждает, что таким образом бизнесмены «хотят сделать все возможное, чтобы выйти из своих российских активов и снять [с себя] санкции».
Потенциальный покупатель, по данным FT, — давний партнер основателей банка Андрей Косогов, который готов выкупить доли за $2,3 млрд. Он подтвердил изданию факт сделки, но от комментариев по ней отказался.
Сделка, по данным издания, должна завершиться этой весной, но сначала ее придется согласовать с регуляторами, в том числе Банком России, а также, вероятно, надзорными органами США и Евросоюза.
Почему это важно
«Альфа-Банк» — крупнейший частный банк России. Фридман и Авен владеют 45% в компании (32,9% и 12,4% соответственно) через люксембургскую холдинговую ABH Holdings, которая, в свою очередь, контролирует кипрскую материнскую компанию банка. Партнеры миллиардеров, Герман Хан и Алексей Кузьмичев, также попали под санкции Евросоюза и Великобритании в 2022 году и передали свои доли (41% совокупно) Андрею Косогову. Таким образом, если сделка состоится, Косогов аккумулирует в своих руках 86% компании и станет мажоритарным владельцем банка.
Ответные санкции Кремля в отношении «недружественных» стран помешали банку получать государственное финансирование и создали трудности в управлении, поэтому продажа «Альфа-Банка» должна ослабить давление на компанию в России, считают источники FT. «Фридман и Авен избегают санкций, Косогов получает банк, а у банка остается один единственный российский акционер», — коротко описывает идеальный план сделки один из собеседников издания.
Но гарантий того, что основатели «Альфа-банка» после сделки освободятся от санкций Евросоюза, нет, отмечает FT.
Контекст
Михаил Фридман и Петр Авен попали в санкционный список Евросоюза вскоре после начала «спецоперации» на Украине — 28 февраля. Миллиардеры сочли санкции необоснованными и оспаривали их в суде. «Альфа-банк» как компания также попал под санкции ЕС в десятом пакете.
Андрей Косогов знаком с Фридманом и Авеном с начала 90-х: с 1992 по 1998 год он был гендиректором УК «Альфа-Капитал», а с 1998-го по 2005-й — первым заместителем председателя правления Альфа-банка и руководителем инвестиционного блока банка. После начала «спецоперации», в отличие от бывших партнеров, он не попал под санкции ЕС, Великобритании и США (только под украинские).
Мнение
Один из источников Forbes, близкий к акционерам банка, сомневается в вероятности сделки. По его словам, продать акции Фридману с Авеном будет непросто, потому что они владеют ими не напрямую, а через люксембургский холдинг. «Принадлежащие Фридману и Авену акции банковского холдинга заморожены, поскольку их владельцы находятся под санкциями ЕС. Чтобы их продать, потребуется получить специальное разрешение Европейской комиссии», — поясняет издание.
UPD: днем 10 марта, на следующий день после выхода заметки FT, «Альфа-Банк» официально подтвердил информацию о готовящейся смене акционеров: контролирующим акционером банка может стать бизнесмен Андрей Косогов. По словам представителя, сделка действительно прорабатывается, но до ее завершения необходимо пройти определенные процедуры.