Amazon, Yandex, Spotify: каким компаниям Facebook передает личные данные пользователей
На протяжении многих лет Facebook передавал технологическим гигантам огромное количество персональных данных пользователей — как выяснилось в последние месяцы, гораздо большее, нежели признавалось официально. The New York Times удалось получить доступ к нескольким сотням внутренних документов Facebook, которые проливают свет на то, какой политики безопасности и защиты персональных данных на самом деле придерживается крупнейшая социальная сеть в мире.
В «век цифры», когда данные стали едва ли ни самым ценным ресурсом, компании Силиконовой долины превратили персональные данные пользователей в предмет торга. Поначалу обмен данными между Facebook и другими компаниями выглядел как безобидное проявление взаимопомощи: Facebook наращивает клиентскую базу — и, таким образом, доходы от рекламы, а компании больше узнают о своих покупателях, увеличивая продажи. Однако на данный момент Facebook приобрел контроль над данными 2.2 млрд пользователей — при минимальном уровне транспарентности. Мы плохо себе представляем, как компания на самом деле распоряжается этой информацией.
Так, Facebook позволил поисковику Bing, разработанному компанией Microsoft, видеть имена всех пользователей соцсети, не спрашивая на то разрешение, и предоставил видеоплатформе Netflix и музыкальному сервису Spotify возможность читать личные сообщения, которыми обмениваются пользователи. Для Amazon Facebook открыл доступ к базе контактов пользователей.
Весной 2018 года разгорелся скандал вокруг фирмы Cambridge Analytica, занимавшейся политическим консалтингом. Она неправомерно использовала данные пользователей во время президентской кампании 2016 года. Тогда Facebook признал, что не оправдал доверие пользователей, однако уверил, что с тех пор правила приватности были ужесточены и теперь пользователи «полностью контролируют» размещаемый ими на платформе контент. Это негативно сказалось на стоимости акций компании, а пользователи организовали флешмоб #DeleteFacebook. Однако анализ документов, проведенный The New York Times, и более чем 60 интервью с бывшими сотрудниками компании показывают, что Facebook на самом деле не прекратил практику передачи пользовательских данных.
В мире есть две компании, которые обладают крупнейшими массивами пользовательских данных: Google и Facebook, и это позволяет им удерживать доминирующую позицию на рынке. Как показывают документы и детали внутренней переписки сотрудников Facebook, попавшие в ноябре 2018 года в руки британских парламентариев, Facebook никогда не продавал данные. Вместо этого он гарантировал их передачу определенным компаниям взамен на продвижение своих интересов. Решения о конкретных сотрудничествах с компаниями принимались на самом высоком уровне, в том числе лично главой компании Марком Цукербергом и CEO Шерил Сэндберг, рассказали NYT бывшие сотрудники компании.
Facebook получил доступ к клиентской базе Amazon, Yahoo и китайской Huawei. В 2017 году Sony, Microsoft, Amazon и другие компании уже могли видеть электронные адреса пользователей и их друзей. С 2017 года среди так называемых «компаний-партнеров» Facebook значится и российская компания Yandex. Американская разведка многократно намекала Facebook, что не одобряет подобные партнерства, которые могут представлять угрозу национальной безопасности. Facebook ответил тем, что рассказал о строгой процедуре аудита, которой он подвергает своих партнеров.
В отличие от строгого законодательства Европы, регулирующего действия технических компаний, Facebook практически не ограничен в свободе распоряжения информацией. Неспособность компании сохранить личные данные вызывает сомнение инвесторов, регуляторов и пользователей в способности Facebook в принципе соблюдать правила. Однако это распространяется не только на Facebook, но на те компании, с которыми он «сотрудничал».