Федеральная торговая комиссия (FTC) обвинила Meta* (запрещена на территории РФ), Google, TikTok и другие компании в том, что они делятся огромным количеством информации о пользователях с третьими сторонами. Социальные сети собирают огромные массивы персональных данных на своих сайтах и в приложениях и передают их широкому кругу сторонних организаций, говорится в новом отчете регулятора. Речь идет о девяти технологических компаниях.
В отчете FTC рассматривается практика сбора данных Facebook*, WhatsApp, YouTube, Discord, Reddit, Amazon, Snap, TikTok и X в период с января 2019 года по 31 декабря 2020 года. Большинство бизнес-моделей компаний отслеживали взаимодействие пользователей с их платформами, персональные данные и их использование для определения контента и рекламы, которые они видят в своих лентах, говорится в отчете.
Выводы FTC подтверждают ранее полученные данные о масштабе такой деятельности технологических компаний, их обвиняют в «обширной слежке за пользователями». Регулятор рекомендовал Конгрессу принять федеральные правила конфиденциальности, основанные на полученных документах. В частности, FTC призвала законодателей признать, что бизнес-модели многих из этих компаний не способствуют эффективному саморегулированию и защите пользовательских данных.
«Признание этого факта важно как для правоприменителей, так и для политиков, поскольку любые усилия по ограничению или регулированию того, как эти компании собирают огромные массивы персональных данных пользователей, противоречит их основным бизнес-задачам, — говорится в заявлении председателя FTC Лины Хан. — Чтобы разработать эффективные меры ограничения сбора данных, политикам необходимо убедиться, что нарушение закона не является более выгодным, чем его соблюдение».
FTC также призывает упомянутые в отчете компании инвестировать в «ограничение хранения и обмена данными, ограничение количества таргетированной рекламы и усиление мер безопасности для несовершеннолетних пользователей».
В отчете также подчеркивается, что пользователи практически не имеют возможности контролировать, как используются и куда передаются их личные данные. Большинство компаний собирали такую информацию, как возраст, пол и язык. Некоторые собирали информацию о доходах домохозяйств, образовании, родительском и семейном положении.
Но даже если эта информация не собиралась в явном виде, некоторые компании могли анализировать поведение пользователей на платформе и узнавать подробности их личной жизни без их ведома. Например, такие категории интересов, как «ребенок, дети и материнство», позволяли узнать о наличии детей, а такие, как «молодожены» и «помощь при разводе», — выяснить семейное положение.
Эта информация использовалась некоторыми компаниями для адаптации контента, чтобы повысить вовлеченность на своих платформах. В некоторых случаях такие демографические данные передавались сторонним организациям, чтобы помочь им определить более релевантную рекламную аудиторию.
Какой бы продукт ни использовался, отказаться от сбора данных было непросто, утверждают в FTC. Почти все компании заявили, что передают личные данные автоматизированным системам, чаще всего для обслуживания контента и рекламы. С другой стороны, почти ни одна из них не предлагала «возможность прямого контроля или отказа от использования их данных всеми алгоритмами, аналитическими системами или искусственным интеллектом», говорится в отчете.
Некоторые компании утверждают, что невозможно даже составить полный список тех, с кем они делятся вашими данными. Когда компании попросили перечислить, с какими рекламодателями, брокерами данных или другими организациями они делятся информацией о пользователях, ни одна из этих девяти компаний не предоставила FTC полный список.
Регулятор также обнаружил, что многие технологические компании, чьи платформы не ориентированы на детей, не применяют методы обмена данными для детей младше 13 лет, несмотря на доказательства, что дети и подростки используют социальные сети. Согласно отчету, ни одна из компаний не сообщила, что в практике обмена данными, собранными на их сайтах и в приложениях, информация о подростках в возрасте от 13 до 17 лет рассматривается иначе, чем данные взрослых, хотя требования к конфиденциальности данных о несовершеннолетних намного выше.
FTC обнаружила, что некоторые из компаний не удаляли информацию, когда пользователи просили об этом, и назвала практику компаний по минимизации сбора данных «крайне неадекватной». «Даже те компании, которые действительно удаляли данные, удаляли их лишь частично», — говорится в отчете.
«Это главное требование, — сказал Марио Трухильо, штатный юрист Electronic Frontier Foundation. — Тот факт, что некоторые из них не делали этого, даже несмотря на требования законов США о конфиденциальности, доказывает, что необходимо более жесткое принуждение, особенно со стороны самих потребителей».
Некоторые компании оспаривают выводы отчета. В заявлении Discord говорится, что отчет FTC — важный шаг, но он объединяет «очень разные модели в одно». «Бизнес-модель Discord совершенно иная — мы представляем собой платформу для общения в реальном времени с жестким контролем конфиденциальности пользователей и без фидов для бесконечного скроллинга». На момент проведения исследования Discord не имел официального рекламного сервиса», — говорится в заявлении Кейт Ширин, руководителя отдела общественной политики Discord в США и Канаде.
Представитель Google заявил, что компания придерживается самой строгой политики конфиденциальности в отрасли. «Мы никогда не продаем личные данные людей и не используем конфиденциальную информацию для размещения рекламы. Мы запрещаем персонализацию рекламы для пользователей младше 18 лет и зрителей детского контента на YouTube», — сказал представитель Google Хосе Кастаньеда.
Однако, если компании оспаривают выводы FTC, они обязаны предоставить доказательства, заявили в Информационном центре электронной конфиденциальности (Epic). Это исследовательская организация, занимающаяся вопросами конфиденциальности и свободы слова, которая находится в Вашингтоне .
«Я согласна с выводом FTC, что саморегулирование провалилось. Компании неоднократно демонстрировали, что их приоритетом является прибыль и они будут серьезно относиться к вопросам защиты прав потребителей и конфиденциальности только в том случае, если это повлияет на прибыль», — говорит юрисконсульт Epic по вопросам конфиденциальности Калли Шредер.
Ранее стало известно, что компания Meta* использует фотографии и посты своих пользователей в Facebook* и Instagram* для обучения своей модели искусственного интеллекта. Если европейские пользователи могут отказаться от массового сбора своего контента, то австралийские пользователи такой возможности лишены, как выяснил парламентский комитет.