Новости

Роскомнадзор запустил систему по борьбе с телефонными мошенниками

Подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр создал платформу для борьбы с телефонным мошенничеством. К системе уже подключились мобильные операторы «Мегафон», «МТС» и «Вымпелком». Однако для решения проблемы необходимо, чтобы все российские операторы присоединились к платформе.

Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) запустил в декабре 2022 года единую платформу верификации телефонных вызовов (ЕПВВ) «Антифрод» для борьбы с телефонным мошенничеством, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к одному из операторов.

Каждый крупный оператор имеет свою антифрод-платформу, которую нужно подключить к единому хабу, — через него вызовы будут верифицироваться быстрее, а получать информацию о подлинности звонящего номера будет проще, объяснил источник газеты.

Представитель оператора системы уточнил, что в 2022 году была создана первая очередь системы — развернуты узлы взаимодействия с мобильными операторами в Центральном федеральном округе (ЦФО). Всего очередей будет три, в рамках которых к системе будут подключаться другие округа в ближайшие два года. Представитель ГРЧЦ добавил, что к системе подключены «Мегафон», «МТС» и «Вымпелком».

Однако для того чтобы система работала полноценно, нужно, чтобы все сотовые операторы подключились к ней, говорят в ГРЧЦ. Это относится даже к «тысяче мелких операторов», не имеющих собственных антифрод-платформ, говорит источник, близкий к нескольким операторам связи. Еще один собеседник издания возразил, что это не представляется возможным из-за устаревшего оборудования на сетях фиксированных операторов. Из-за этого у них будут три варианта: за большие деньги создать свою антифрод-платформу, использовать облачное решение от более крупного оператора или купить коробочное решение у другого оператора для синхронизации.

Tele2 и «Ростелеком» подключатся к платформе в I квартале 2023 года: оба оператора уже проводят необходимые работы для использования системы и тестирования. Оставшаяся часть операторов — к концу года, поскольку «в соответствии с постановлениями правительства оператор связи обязан подключиться к ИС „Антифрод“ в течение 224 дней с момента уведомления о необходимости подключения».

Начальник отдела информационной безопасности «Сёрчинформ» Алексей Дрозд считает, что запуск такой платформы значительно улучшит, но не искоренит проблему телефонного мошенничества. Например, система не будет верифицировать звонки из-за рубежа, даже если это вызов не от злоумышленников.

По данным Telecom Daily, за несколько лет работы операторов в этом направлении количество звонков с подменных номеров снизилось на 30–40%, а на российском рынке распространяются 7,5 млн серых сим-карт.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков ожидает, что благодаря единому хабу будет систематизирована база подменных номеров: в случае обнаружения подмены такой номер будет блокироваться у всех операторов, подключенных к системе.

Узнайте больше

В период с января по июнь 2022 года количество мошеннических звонков в Россию увеличилось в 10 раз. В первый месяц после начала «военной спецоперации» эксперты отмечали снижение числа мошеннических звонков на 42%, однако к лету активность злоумышленников восстановилась.