Новости

Доля автокредитов на китайские автомобили приблизилась к 50%. И вот почему

Российские банки выдают почти половину автокредитов на приобретение автомобилей китайских марок. Причина кроется не только в уходе западных брендов: автоконцерны из КНР предлагают скидки, субсидии и варианты рассрочки при покупке машины.

Доля китайских марок в структуре выдач автокредитов по новым машинам приблизилась к 50%, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные банкиров и аналитиков авторынка. Например, в ВТБ за первое полугодие бренды из КНР обеспечили 50% из почти 7 тыс. автокредитов на 12,5 млрд руб. В банке ожидают, что по итогам года доля китайских марок вырастет до 70%.

По данным Росбанка на середину июня, 45% выдач автокредитов пришлось на популярные марки Geely, Haval и Chery. Причем среди новых автомобилей их доля превысила 69%.

В структуре автокредитов «Открытие Авто» — блок автобизнеса банка «ФК Открытие» — доля китайских брендов составила 26% по количеству сделок и 34% — по объему. При этом в первом полугодии 2022 года китайские машины занимали всего 12% по количеству и объему сделок.

Китайские автомобили попадают под программу льготного автокредитования, если они выпущены в России, отметила директор рейтингов финансовых компаний НРА Ирина Лапко. Например, Haval производятся на заводе в Тульской области. На эту марку приходится до 10–16% в сделках по продаже автомобилей в кредит в зависимости от банка.

Рост спроса, по мнению экспертов, стимулируется не только уходом западных брендов с российского рынка, но и специальными условиями кредитования. «Импортеры китайских автомобилей в большинстве случаев запускают рассрочки на весь модельный ряд. По ним кредитные продажи составляют 50%», — объясняет управляющий директор Экспобанка Дмитрий Маслов.

При этом производители китайских авто субсидируют часть затрат на покупку в рамках кредитных программ дистрибьюторов и банков. По словам начальника управления партнерских продаж автомобилей ВТБ Владимира Высоцкого, такие программы есть у всех крупных марок из КНР, присутствующих в России.

По данным издания Life, китайские автомобили не пользуются спросом у автоугонщиков: эти машины невозможно перепродать ни напрямую, ни на многочисленные авторазборы. Кроме того, европейские марки ушли с российского рынка, а у тех, что остались, машины выросли в цене.

По итогам июня в России выданы в целом 85,8 тыс. автокредитов на рекордную сумму 128,1 млрд руб., пишет «Коммерсант» со ссылкой на Frank RG. В июле эксперты аналитического агентства ожидают роста объемов выдачи автокредитов до 153–156 млрд руб.

В начале июля производители и эксперты авторынка прогнозировали, что к осени 2023 года легковые автомобили вырастут в цене на 5–10%. Основная причина — ослабление рубля. С начала года цены уже поднялись на 13%.