Новости

Автор Homo Deus: искусственный интеллект приведет к расколу людей на биологические касты

Развитие биотехнологий и искусственного интеллекта приведет к разделению человечества на две категории: небольшой класс «сверхлюдей» и огромную категорию «бесполезных» людей. Рост неравенства произойдет, когда народные масссы потеряют экономическую и политическую власть, рассказал в колонке The Guardian историк из Израиля Юваль Ной Харари, автор книги «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня».

Харари рассказывает, что лучшие армии мира больше не полагаются на обычных солдат, а используют относительно небольшое количество высокопрофессиональных экспертов, которые используют высокотехнологичные устройства, беспилотники и роботов. «Уже сегодня большинство людей бесполезны с военной точки зрения», — отмечает автор. По его прогнозам, то же самое может вскоре произойти и в гражданской экономике.

Искусственный интеллект, вероятно, продолжит заменять людей на рабочих местах. Харари признает, что роботизация может создать новые профессии, однако это не решит проблему. Историк рассказывает, что люди обладают двумя типами навыков: физическими и когнитивными. Если компьютеры обойдут людей в каждом из них, то они превзойдут нас как в новых, так и в старых профессиях. Миллиарды людей могут стать полностью неспособными к трудовой деятельности, и мы увидим появление «бесполезного класса» людей.

Прогресс в биотехнологии и биоинженерии может привести нас к точке, в которой станет возможным перевести экономическое неравенство в биологическое. В скором времени технологии позволят создавать человеческое тело и мозг, а также улучшать физические и когнитивные возможности. Такие технологии, вероятно, окажутся дорогостоящими и будут доступны только для богатых и знаменитых. «Следовательно, человечество может расколоться на биологические касты», — прогнозирует Харари.

«К 2100 году богатые люди могут действительно стать талантливее, креативнее и умнее жителей беднейших городских кварталов. Как только откроется настоящий разрыв в способностях между богатыми и бедными, его будет почти невозможно сократить», — считает историк.

Юваль Ной Харари приводит в пример транспортный рынок Великобритании. Сейчас водители грузовиков, такси и автобусов обладают политической властью, поскольку каждый из них владеет небольшой долей на этом рынке: они могут объединиться и начать забастовку, которая приведет к блокировке всей транспортной системы, если им не нравятся действия правительства.

«Теперь перенесемся на 30 лет вперед. Все транспортные средства автономные. Алгоритмом, который контролирует весь транспортный рынок, управляет одна корпорация. Вся экономическая и политическая власть, которую раньше разделяли между собой тысячи, теперь находится в руках нескольких миллиардеров, которые владеют корпорацией. Когда массы потеряют свое экономической значение и политическую власть, государство потеряет стимулы для инвестиций в их здоровье, образование и благосостояние», — объясняет Харари.

По словам историка, в странах с давними традициями гуманистических убеждений и развитыми социальными системами, таких как Великобритания, элиты будут продолжать заботиться о массах, даже если они не будут в них нуждаться. Настоящая проблема коснется крупных развивающихся стран, таких как Индия, Китай, Южная Африка и Бразилия.

В краткосрочной перспективе власть может перейти от масс к небольшим элитам, которые владеют основными алгоритмами и данными для их работы. В долгосрочной перспективе она может полностью перейти от человека к алгоритмам. «Как только искусственный интеллект станет умнее, чем вся человеческая элита, все человечество может стат излишним. Что будет после этого? Мы понятия не имеем — мы в буквальном смысле не можем себе этого представить», — считает Харари.

В 21 веке укрепление биотехнологий и искусственного интеллекта изменит мир. Однако это не приведет к какому-то определенному результату. Так, Харари сравнивает Северную и Южную Кореи: страны имели доступ к одним и тем же технологиям, но по-разному их использовали.

Ранее Inc. писал о подробностях работы над проектом Neuralink, в рамках которого планируется соединить мозг человека с компьютером.