Российский производитель одноразовой посуды из бумаги и картона «Поликап» договорился с «Азбукой вкуса» о поставках своих крышек для горячих напитков. Теперь они будут использоваться во всех 157 кафетериях «Азбуки». Такая упаковка считается более экологичной, однако участники рынка признают, что ее стоимость пока слишком высока, а инфраструктура городов не готова к правильной утилизации таких отходов.
Продуктовый ретейлер «Азбука вкуса» отказался от пластиковых крышек для кофе, о чем Inc. Russia рассказал представитель компании. Для этого он договорился с производителем «Поликап», специализирующимся на производстве упаковки из бумаги и картона. Новые крышки изготовлены из формованной целлюлозы, объясняют в компании, которая разлагается за три месяца или может быть переработана. Ретейлер управляет 157 точками продаж кофе и напитков внутри собственных магазинов, в месяц компания продает до 600 тыс. напитков. До 500 тыс. из них — с использованием одноразовой посуды. Переход на новую упаковку не отразится на конечной стоимости кофе в «Азбуке», продолжают там.
Стоимость одной пластиковой крышки составляет от 1,5 до 2,5 руб., цена за бумажную — от 3 до 3,5 руб., приводят данные в «Поликапе». Из-за роста цен на полимерное сырье в 2021 году цена новых изделий стала сопоставимой с полистирольными с закрывающим элементом, которые сеть использовала ранее, добавляет представитель «Азбуки». Для сравнения, в «Правде кофе» покупают пластиковые крышки по 1,6 руб. за штуку, в Cofix — по 1,48 руб.
У «Поликапа» это первое партнерство с розничной сетью в России, сообщает основатель компании Петр Кабин. По его словам, сейчас их изделия используются в 600 кофейнях более чем 120 городов России. Компания также работает с ресторанной группой Lucky Group, кафе музея «Гараж», Surf Coffee в Сочи, «Даблби» в Зеленограде и пр.
Опрошенные Inc. участники рынка также ищут решение для перехода на более экологичную посуду. По словам представителя X5 Group, ретейлер стремится использовать более экологичные варианты, однако пока не нашел альтернативу пластику, — упаковка не выдерживает тестов на горячих напитках. В Cofix комментируют, что для них переход на более дорогие крышки не может не сказаться на конечной стоимости напитка, так как они работают в нижнем ценовом сегменте: «Для того чтобы сохранить цену кофе 60 руб., мы максимально оптимизируем затраты. Сейчас мы закупаем крышки за 1,48 руб. Крышки из целлюлозы будут стоить для нас в два раза дороже».
Кроме высокой стоимости, такие крышки достаточно быстро размокают, сообщают в сети «Правда кофе»: они также тестировали бумажную упаковку, однако не смогли отказаться от пластиковой из-за практичности. В перспективе такие решения могут изменить рынок, считает основатель One Group Сергей Румянцев, — после того как крышками начнут пользоваться крупные игроки, такие как «Азбука вкуса», на рынке может возникнуть конкуренция и стоимость изделий снизится. «Пока это все очень дорого, стоимость таких крышек в 2,5–3 раза выше обычных, — это критично для нижнего ценового сегмента. Покупатель считает такие проекты приятным дополнением, но не считает преимуществом и пока не готов платить за экологичную упаковку», — комментирует Румянцев.
Основатель кофейни «Пнин» Дмитрий Горшенин также тестировал аналогичные крышки из сахарного тростника от другого производителя. Они пользовались большим спросом у посетителей благодаря имиджу экологичного продукта, а также внешнему виду, рассказывает он.
«Небольшая часть посетителей замечала, что они промокают и у них нет питейника, но большинство выбирали новые крышки. Планируем перейти на них уже в этом месяце. Однако мы столкнулись с перебоями поставок на рынке таких крышек из-за небольшого количества поставщиков. Тем более крышки приходят из Китая, что опять-таки увеличивает углеродный след», — продолжает Горшенин.
«Поликап» производит крышки из багасса — материала, который остается после отжима сока из сахарного тростника. Сейчас из него делают бумагу, картон, стройматериалы и биотопливо. Компания закупает сырье в Юго-Восточной Азии, а затем поставляет его в Китай на производство, откуда уже готовые крышки транспортируют в Россию.
Еще одной проблемой экологичной упаковки Сергей Румянцев называет отсутствие соответствующей инфраструктуры — в итоге все бумажные крышки становятся обычными органическими отходами. В X5 добавляют, что упаковка из бумаги и картона разлагается только при промышленном компостировании, которое практически не развито в России. Экологичность таких крышек больше маркетинг, чем реальная польза для мира, соглашается Горшенин: «Пока цепочка по утилизации и переработке не работает, но чем больше будет возникать отдельных звеньев, тем, возможно, быстрее будут появляться и другие, и когда-нибудь общими усилиями все заработает».
Управляет кофейнями One Price Coffee
Управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Чижик».