Новости

Риски банковских клиентов оценят по принципу «светофора»

Фото: iStock

Единая платформа по проверке компаний, которую запустит для банков ЦБ, предполагает разделение их на три категории по цветовой гамме светофора, сообщает РБК.


О том, что ЦБ и ассоциация «Финтех» создадут платформу Know your customer для ранжирования клиентов банков по уровню риска, первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова говорила еще в прошлом году. Однако проект все еще не запущен.

Алгоритм регулятора работает с помощью подсчетов числовых значений риска компаний по критериям, содержащимся в различных положениях и методических рекомендациях. Всего таких критериев более ста. В них учитываются налоговые, репутационные, поведенческие, секторальные и другие риски.

На основании алгоритма клиенты банков будут распределяться по десятибалльной шкале. Если они наберут меньше трех баллов, их отнесут к «зеленой» группе риска. Финансовые операции клиентов данной группы банки будут отслеживать в текущем режиме, без повышенного внимания.

При итоговом балле от трех до семи клиентов отнесут к «желтой» группе. В этом случае банки будут анализировать их операции и принимать меры, если риски подтвердятся. Наконец, если клиент набрал более семи баллов, он попадет в «красную» группу. Тогда его операции будут отслеживаться в онлайн-режиме.

«О конкретных сроках реализации проекта пока говорить рано. В настоящее время экспертно прорабатываются все возможные аспекты будущего функционирования платформы: технические, технологические, организационные», — прокомментировала информацию издания пресс-служба регулятора.

Из презентации регулятора, представленной на форуме «Финополис» следует, что по расчетам ЦБ, подавляющее большинство банковских клиентов окажется в зеленой зоне. В красную группу высокого риска могут попасть 0,6–0,9% юрлиц, в желтую группу — еще 0,4–0,6% компаний.

Директор департамента финансового мониторинга Росбанка Александр Попов, считает, что если ранжирование данной платформы будет считаться аксиомой, не требующей доказательств, работать станет легче, поскольку на текущий момент банки вынуждены лавировать между требованиями клиентов и «антиотмывочного» законодательства.

В пресс-службе банка «Открытие» считают, что новая платформа регулятора позволит сократить издержки финансовых организаций. Речь идет о расходах на использование внешних информационных систем, а также на работу с претензиями клиентов.

С ними не согласен руководитель практики финансовых расследований консалтинговой компании ФБК Александр Сотов. Он считает, что единый стандарт оценок риска не всегда выгоден клиентам. Если сейчас они могут выбрать организацию с более лояльным подходом к операциям юрлиц, то единообразный подход отменит подобную практику.