Revolut — финтех-стартап выходцев из России, которые решили создать альтернативу банкам. За последние годы он показал аномальный рост и завоевал доверие пользователей и инвесторов. По оценке основателя стартапа Николая Сторонского, сейчас стоимость компании приблизилась к $2 млрд. В интервью Елизавете Осетинской для ее проекта «Русские норм» он рассказал, как бросил работу в банковской сфере ради стартапа, который противопоставил себя банкам.
Об инвестициях
Первым инвестором проекта был сам Сторонский. Когда у сервиса появились первые клиенты, он и его команда «пошли на рынок за деньгами профессиональных инвесторов» и привлекли $86 млн на развитие проекта. За 2,5 года компания потратила $40 млн из привлеченных тогда средств, говорит предприниматель, а затем стала прибыльной. Когда Revolut начал привлекать венчурные инвестиции, Сторонский решил, что инвесторами должны быть в том числе клиенты.
николай сторонский
основатель Revolut
«Мы хотели, чтобы наши юзеры нас тоже инвестировали. Когда юзер активно болеет за компанию, особенно когда он — ее инвестор, он активно продвигает продукт своей семье, друзьям, родственникам. Это такие активисты продукта, у нас их около 10 тысяч».
О рекламе
Revolut не рекламирует свои услуги: Сторонский утверждает, что стартапу это не нужно. «Мы предоставляем продукт бесплатно, потому что продукт настолько хороший, что люди об этом говорят», – объясняет он.
Несмотря на то, что компания не тратит средства на маркетинг, сейчас Revolut открывает по 10-15 тыс. новых счетов в Европе ежедневно. Еще 100-120 счетов каждый день открывают компании.
О технарях и сотрудниках
Сторонский — выпускник МФТИ и Российской экономической школы (РЭШ). Он старается нанимать на работу людей с математическим складом ума и соответствующим образованием, объясняя это тем, что они лучше решают сложные задачи.
николай сторонский
основатель Revolut
«Я учился первые три года каждый день до часу ночи начиная с девяти. Там реально развивают структурное мышление, умение решить любую проблему. Когда нанимаешь хорошего физтеха, бросаешь его на любую задачу и он с ней справляется. Выпускники других вузов — с меньшей вероятностью».
Сейчас в компании работают несколько сотен человек, из них 20 — в офисе в Петербурге, а 60 — в Москве. По словам Сторонского, при найме сотрудников он в первую очередь обращает внимание на то, насколько человек вписывается в корпоративную культуру, которая успела сложиться в Revolut. Также он старается нанимать людей, которые любят свою работу: это помогает повысить эффективность компании. При этом между человеком, который любит свою работу, и человеком, который не любит, через три года видна огромная разница.
николай сторонский
основатель Revolut
«Человек, который любит свою работу, тратит на неё семь дней в неделю, а тот, кто не любит — три с половиной дня в неделю.
Это как процент в банке: я положил $100, но один приносит мне 3,5% в неделю, а другой — 7%. И через год между ними будет разница не в 40% доходности, а, например, 1000% доходности».
Об уходе из банка в стартап
Сторонский решил основать свой стартап, когда работа в банковской сфере ему наскучила и он понял, что достиг «потолка». К тому времени он разобрался в том, как работают банки, и понял, что хочет создать альтернативу им.
николай сторонский
основатель Revolut
«Я в голове могу посчитать почти любые цифры. Если я знаю, что я потратил $200, я знаю курс и знаю, по какому курсу банк взял с меня деньги. И я сразу могу посчитать, что потерял $10-12 на этой транзакции.
И каждый раз я плачу и считаю, сколько я потерял. Это несправедливо. Почему каждый раз, когда я за что-то плачу, с меня должны деньги брать? У меня это в голове никогда не укладывалось.
При этом я знаю, как работают банки, и сколько там менеджеров, которые, по сути, ничего не делают. Мне кажется, 80% из них уволишь — ничего не поменяется. Когда я плачу банку, я содержу людей, которые ничего не делают».
Когда Сторонский начал реализовывать свою идею, он обращался к банкам и процессинговым системам, но там ему говорили, что это невозможно. После ряда отказов он обратился к топ-консультанту, который тоже сказал, что это нереализуемо, и «положил трубку». Тогда Сторонский перезвонил ему и попросил провести платную консультацию для будущем команды Revolut. «Он пришел, мы потратили два дня, я все записал. Потом две недели над этим думал с командой. Решили, как это сделать. Позвонил ему обратно: так будет работать? Он с удивлением немножко: «Это может сработать». И мы начали это делать», — вспоминает предприниматель.
О будущем банков
Сторонский считает, что крупные банки повторят судьбу традиционных сервисов такси, которые вынуждены были уйти с рынка после прихода Uber. В банках есть «хорошие люди», но не талантливые, говорит он, и поэтому они превратились в огромные корпорации со сложной бюрократической структурой. Конкурировать со стартапами они не смогут, убежден он, поскольку не готовы рисковать.
николай сторонский
основатель Revolut
«Деньги не ускоряют, талантливые люди ускорят. А в банках нет талантливых людей, нет хороших дизайнеров, нет хороших программистов. Есть люди хорошие, но они смотрят не в ту сторону. Забюрократизированные структуры, куча операционистов, а топы, которые сидят в банках, они не понимают, что происходит. Я со многими из них разговаривал. Они как в 19 веке. Они не понимают, что надо делать и как построить технологическую компанию».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!