Исследование показывает, что не сознательное, а бессознательное воспроизведение воспоминаний может улучшить память. Исследование показало, что бессознательное напоминание помогает лучше организовать воспоминания, особенно во время сна или отдыха, подчеркивая эффективность бессознательной обработки памяти по сравнению с сознательной при укреплении долгосрочной памяти.
Недавнее исследование проливает свет на то, что сон и дневные сновидения являются оптимальным временем для организации и сохранения воспоминаний на длительный срок. Чтобы воспоминания сохранились, иногда лучше не вспоминать их сознательно. К такому неинтуитивному выводу пришло новое исследование, проведенное под руководством профессора психологии Лилы Давачи и бывшего постдокторанта Колумбийского университета Амира Таля.
Основная задача исследования состояла в том, чтобы испытуемые запоминали ассоциации между прилагательным и карточкой с изображением объекта в определенном месте (например, испытуемые запоминали пару прилагательное+существительное — местоположение слова «испуганный», а также изображение банана в правом верхнем углу карточки). Испытуемым показывали различные сочетания прилагательных, существительных и расположения.
Затем участникам предлагался небольшой перерыв, а когда они возвращались, им показывали некоторые прилагательные, чтобы напомнить о только что выученных ассоциациях. В некоторых случаях прилагательные показывались достаточно долго, чтобы испытуемые могли осознанно их зарегистрировать. В других случаях они мелькали на экране так быстро, что их можно было зарегистрировать только бессознательно.
Исследователи обнаружили, что эти напоминания оказывают влияние на последующее запоминание. Важно отметить, что напоминание ассоциаций в бессознательном состоянии давало некоторые удивительные преимущества. Например, когда слово «испуганный» было отчетливо видно испытуемым, это вызвало известное явление в памяти, называемое «забывание, вызванное воспроизведением».
Память о местоположении банана улучшилась, как и следовало ожидать, от напоминания, но память о местоположении других фруктовых объектов (например клубники) ухудшилась. Это, по-видимому, указывает на то, что при осознанном восстановлении памяти происходит соревновательный процесс «победитель — побежденный». Одно воспоминание становится сильнее, а другие ослабевают.
Бессознательные напоминания казались более эффективными «командными игроками». Например, когда прилагательное «испуганный» было показано так быстро, что его не успели осознанно зарегистрировать, участники начали класть другие фрукты ближе к тому месту, где на карточке с изображением появился банан, вместо того чтобы размещать их в случайных местах вокруг карточки с изображением.
Эти удивительные результаты могут объяснить, почему преобразование воспоминаний в долгосрочные происходит, когда мы спим или находимся в состоянии покоя. Наш мозг «выжидает» время, когда нет ничего срочного, чтобы заняться «очисткой» памяти. В это время мозг практически не следит за активациями. Пока мы спим или мечтаем, новые воспоминания воспроизводятся, а затем связываются с соответствующими воспоминаниями в долговременном хранилище.
Человеческий сознательный мозг, с другой стороны, решает проблемы; в каждый момент времени ему нужно одно воспоминание, а остальные он подавляет. Поэтому для такой тонкой работы, в которой множество битов информации должны работать параллельно, возможно, лучше исключить из нее сознание и его подавляющие эффекты.
«Это исследование предлагает новое понимание, почему перенос нового опыта в долговременную память происходит преимущественно тогда, когда наш мозг либо спит, либо дремлет, — говорит Амир Таль, соавтор работы. — Исследование демонстрирует нечто важное, с чем бессознательная обработка информации действительно справляется лучше, чем сознательная».
Ранее в другом исследовании была обнаружена связь между сохранением физической активности и увеличением размеров частей мозга, отвечающих за память и способность к обучению. Более того, по мнению экспертов, упражнения не должны быть слишком интенсивными и продолжительными, чтобы оказывать эффект на мозговую деятельность.