Пока вы стоите под душем, ваши мысли блуждают. И вдруг — эврика! Вас озаряет гениальная идея, или приходит долгожданное решение проблемы. Ученые из Университета Вирджинии провели исследование и теперь подтверждают, что гениальные мысли действительно связаны с приемом душа или ванны.
Группа американских ученых из Университета Вирджинии и Университета Миннесоты опубликовали результаты исследования, посвященного «эффекту душа», в научном журнале Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts.
Исследователи попыталась ответить на вопрос, почему решения проблем приходят в голову именно тогда, когда человек гуляет, принимает душ или копается в огороде. Спойлер: такие занятия требуют меньшего уровня вовлеченности.
Блуждание в неправильном направлении
В 2012 году в журнале Psychological Science вышло исследование «Вдохновленный отвлечением» Бенджамина Байрда из Университета Висконсина, пишет Medical Xpress. Казалось, оно подтвердило все, о чем мы давно подозревали: когда человек занимаемся чем-то не требующим особых усилий, его мысли отправляются в свободный полет, а вместе с ними запускается креативное мышление.
«Тогда это исследование буквально взорвало научную среду и СМИ, заявив, что рассеянность помогает придумывать и творить», — говорит доцент философии Университета Вирджинии Зак Ирвинг.
В исследовании Байрда ученые попросили добровольцев придумать альтернативные способы использования кирпича. Затем испытуемым предлагалась выполнить задания различных уровней сложности. Исследование показало, что чем проще была задача, тем больше баллов участники набирали в тесте на креативность.
Правда, последующие исследования не смогли повторить результаты Байрда. Ирвинг предполагает, что ошибка этих ученых заключалась в том, что они измеряли рассеянность участников, а не уровень блуждания мыслей.
Профессор считает, что задания, которые предлагали испытуемым, были слишком оторваны от реального мира. Например, нужно было не нажимать на цифру три при виде потока чисел от одного до девяти. Это простая задача, но она не встречается в реальной жизни — в отличие от приема душа.
Мозговой штурм по-новому
В собственном исследовании Ирвинг и профессор психологии Университета Миннесоты Кэйтлин Миллс попросили добровольцев придумать альтернативные способы использования кирпича или скрепки. Затем участников разделили на две группы, но сначала в качестве «инкубационного периода» обе смотрели короткие видео , прежде чем задуматься над вариантами применениями кирпича и скрепки.
После этого первая группа смотрела «скучное» видео, в котором мужчины складывали белье, а вторая — «интересное». Это была сцена из фильма «Когда Гарри встретил Салли», в которой героиня Мег Райан, сидя в забитом людьми ресторане, демонстрирует, как убедительно имитировать оргазм. По мнению Миллс, видео лучше подходят для исследования, поскольку происходящее в них соответствует событиям из обычной жизни.
«Что мы действительно хотели выяснить — это не то, после какого видео вы будете более креативными, — объясняет Ирвинг. — Вопрос был в том, как свободный полет мыслей связан с креативностью во время выполнения скучных или более интересных дел».
После просмотра видеороликов испытуемые приступили к размышлениям об альтернативных способах использования кирпича или скрепки. Исследование показало, что больше идей пришло тем, кто смотрели «интересное» видео. В следующих исследованиях ученые изучат потенциал VR-видео для повышения креативности.