Сегодня состояние 43-летнего Лю Цяндуна оценивается в $11 млрд. Много лет назад он уехал из маленькой китайской деревни в Пекин, где поступил в университет и создал третью по выручке IT-компанию в мире JD.com. «Ведомости» публикуют перевод беседы корреспондента Financial Times с Цяндуном.
Лю Цяндун вырос в бедной крестьянской семье в деревне в 700 км к югу от Пекина: до поступления в университет он ел мясо пару раз в год. «С июня по сентябрь можно было есть кукурузу: кукурузную кашу на завтрак, кукурузные блины на обед и хлеб из кукурузной муки на ужин; хлеб был настолько жестким, что у тебя кровоточила гортань», — рассказывает он. Остальные восемь месяцев Цяндун и его семья ели вареный батат утром, в обед и вечером. О своем детстве он рассказывает за обедом, заказывая тартар из испанских креветок и канадского лобстера под соусом из моллюсков.
В 1992 году Лю Цяндун успешно сдал экзамены в элитный Китайский народный университет в Пекине. Денег на дорогу в столицу у семьи не было: соседи, родственники и друзья решили скинуться. Им удалось собрать огромную для тех мест сумму в 500 юаней ($75). Те, у кого не было денег, дали студенту куриные яйца. «Всю первую неделю в Пекине я питался яйцами», — вспоминает он.
На второй неделе обучения куриные яйца закончились и Цяндун нашел работу. Он писал от руки письма в компаниях, у которых не было денег на покупку сервиса. Изучая социологию в университете, он в свободное время учился программировать. Когда всем понадобились программисты, которых в то время было мало, он смог найти высокооплачиваемую работу.
лю цяндун
основатель JD.com
«Внезапно всем понадобились программисты, но их было немного, так что я стал очень богат и купил мобильный телефон – Motorola, похожий на булыжник, обошедшийся мне в $4000, целое состояние. Еще я купил компьютер и построил в деревне новый дом моим родителям».
Заработок помог Цяндуну открыть свой первый бизнес: ресторан вблизи университета. Через восемь месяцев заведение обанкротилось. Тогда его владелец решил устроиться в крупную компанию, чтобы раздать долги. Накопив 12 000 юаней, он открыл киоск площадью 4 кв. м и начал продавать комплектующие для компьютеров. Он видел, как его конкуренты наживаются на обмане покупателей и продаже некачественных товаров, и решил пойти другим путем. «Я оказался первым и единственным владельцем киоска, указавшим цены на все товары и выдающим чеки; с самого первого дня я не продал ни одного контрафактного товара, и вскоре у меня была лучшая репутация», — говорит Цяндун.
За пять лет киоск вырос в сеть из 12 магазинов в Пекине. В 2003 году на юге Китая разразилась пандемия атипичной пневмонии, в результате которой погибли 775 человек. Когда она добралась до столицы, город опустел и многие магазины прекратили торговать. Цяндун тоже закрыл торговые точки и перевел часть сотрудников на продажу через электронные доски объявлений. Когда пандемия закончилась и конкуренты снова открыли магазины, он продолжил вести торговлю онлайн.
Предприниматель реквизировал самый мощный компьютер в офисе, стоявший в кабинете у секретаря, и сделал из него первый сервер JD.com. Он переехал в офисе и все свободное ото сна время тратил на общение с клиентами в сети.
лю цяндун
основатель JD.com
«Я купил старый будильник и поставил его на дощатый пол. Он устраивал целое землетрясение, будя меня каждые два часа, я вставал и отвечал на вопросы онлайн, потом спал еще два часа и снова вскакивал. Первые четыре года именно я занимался клиентским сервисом, и это было полезно, потому что я узнал о каждой мелочи, которую хотят наши клиенты».
Сейчас у JD.com более 120 тыс. сотрудников, из них 65 тыс. — курьеры и те, кто занят в сфере логистики. У компании сильные конкуренты (на онлайн-площадки Alibaba приходится 57% онлайн-рынка в2с Китая, а на JD.com – 25%), но Цяндун уверен, что через пять лет JD.com станет лидером в Китае. Он любит подчеркивать, что его корпорация продает «доверие», а не просто товары.
лю цяндун
основатель JD.com
«Когда я был ребенком, родители всегда говорили мне, что бизнес – это доверие, а доверие – это бизнес. Я полностью доверяю китайским потребителям».
Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru