В распоряжении редакции Inc. оказался федеральный опрос, который провели цифровая платформа гибкой занятости Ventra Go! и образовательная платформа «Нетология». Выяснилось, что более 60% студентов в России совмещают учебу с работой, причем чаще всего это делают те, кто подрабатывал еще в подростковом возрасте.
В опросе приняли участие почти 1,3 тыс. студентов из 16 городов-миллионников, получающие среднее профессиональное или высшее образование, а также студенты онлайн-программ бакалавриата и магистратуры «Нетологии» в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 81,7% получают образование в очной и очно-заочной форме.
Результаты опроса показали, что 61,2% студентов совмещают работу и учебу, из них 40,7% подрабатывают, а 38,8% предпочитают только учиться. Самым большой показатель студентов, совмещающих работу с учебой, оказался среди студентов онлайн-программ — 87% опрошенных в этом сегменте совмещают обучение с полной занятостью.
В приоритете у молодежи сегодня:
Меньше всего студентов до 25 лет интересуют развитие собственного дела (только 8,9%) и создание семьи — 14,1%.
У студентов онлайн-программ приоритеты распределились иначе: большинство из них выбирают профессиональное развитие в рамках выбранной специальности или заработок, а уже затем делают акцент на учебе. Из них 62% выбирают дистанционный формат, чтобы совмещать образование с работой.
Опрос показал, что около 60% студентов положительно относятся к подработкам во время обучения, около 20% считают, что подработки имеют смысл только в том случае, если они по специальности. Также удалось выяснить, что больше половины опрошенных студентов начали подрабатывать уже в подростковом возрасте.
Более 70% студентов, которые подрабатывали в возрасте с 14 до 18 лет, продолжают в настоящее время совмещать работу с учебой. Начали впервые подрабатывать, учась в вузе, 51,5% студентов. По результатам опроса 20% студентов, которые не имели опыта работы в подростковом возрасте, отрицательно относятся к подработкам во время обучения. И напротив, из тех, кто имел такой опыт, негативно настроены к подработкам лишь 4,5%
Среди опрошенных 57% студентов решили не подрабатывать летом по разным причинам:
Напротив, подрабатывают этим летом 43% студентов. Мотивацией для них служит:
Топ направлений, которые выбирают студенты для подработок:
Преимущественно студенты находят подработку в интернете (28,4%) или через родителей и знакомых (23%). В социальных сетях ищут подработку 21% студентов, и лишь 9,8% в поиске подработки обращаются на специализированные сайты с вакансиями.
Среди прочего студенты отмечают, что подработка помогает им развивать личностные и профессиональные качества:
Работать по профессии после окончания учебы планируют 47,9% опрошенных, а 15% уверены в том, что свяжут свою карьеру с направлением обучения. При этом 17,8% студентов сказали, что, скорее всего, не готовы к выстраиванию карьеры по специальности, а 8,9% заявили, что точно не будут этого делать.
Больше всего уверены в своей профессии студенты онлайн-программ: 41,5% опрошенных в этом сегменте уже работают по специальности, еще 39,6% планируют найти работу по профессии.
«Все больше студентов выбирают подработку во время учебы, чтобы формировать собственный доход, не зависеть от родителей, получать ценный опыт, который потом обязательно пригодится в карьере и жизни. Сегодня это возможно благодаря удобным мобильным приложениям для быстрого выхода на подработку», — отмечает Анна Ларионова, директор по маркетингу Ventra Go!
«Студенты хотят гибкости и не хотят тратить время на долгий поиск на работных сайтах, ждать откликов от работодателей на резюме. Они хотят зарабатывать, минуя формальности, долгие этапы согласования и бюрократические процедуры. На платформе гибкой занятости от них требуется минимум усилий, работа находит их сама — достаточно пары кликов. Это комфортный, прозрачный и легальный способ быстрого заработка», — добавила она.
Оксана Апрельская, руководитель направления «Высшее образование» в «Нетологии», объясняет, что по сравнению с предыдущими поколениями у сегодняшних студентов больше возможностей для работы. У них больший выбор направлений, а также форматов и форм занятости.
«Среди своих студентов мы видим совершенно разных ребят: кто-то в свободные часы подрабатывает курьером, кто-то на удаленке запускает свой первый IT-стартап, но большинство уже работают на фултайме — поэтому и поступают на онлайн-программы», — говорит Оксана Апрельская.
По ее словам, современные студенты ценят гибкость и удобство. Им важно, чтобы учеба встраивалась в их насыщенную жизнь. С этой точки зрения онлайн-формат решает все их задачи: они могут получать образование в очной форме при этом успевать развиваться в карьере, зарабатывать деньги и уделять время семье и личным интересам.
Тем временем Apple продолжает активно внедрять искусственный интеллект, на этот раз в сфере образования. Ранее компания объявила, что будет обучать всех студентов и преподавателей Академии разработчиков Apple основам ИИ. Выпускники Академии разработчиков Apple также смогут принять участие в обучении.