Спрос на бриллианты снижается по мере того, как их привлекательность исчезает на одном из ключевых потребительских рынков в Китае, поделились CNBC. «Бриллианты больше не вписываются в рынок, несмотря на сильное наследие De Beers под руководством Anglo», — сказал независимый аналитик алмазной промышленности Пол Зимниски.
«Бриллиант — это навсегда», но, возможно, не для растущего числа потребителей, которые отказываются от драгоценного камня в пользу выращенных в лаборатории аналогов, золота и даже цветных драгоценных камней. Этот слоган был придуман алмазным гигантом De Beers в 1948 году, создавая впечатление надежности и романтики.
Крупнейший акционер компании Anglo American планирует продать De Beers в ходе реструктуризации своего бизнеса после того, как отклонила предложение о поглощении от BHP. Генеральный директор Anglo American Дункан Ванблад заявил, что продажа De Beers будет «самой трудной частью» радикальной реструктуризации компании.
«Бриллианты больше не вписываются в этот процесс, несмотря на сильное наследие De Beers при Anglo», — сказал независимый аналитик алмазной промышленности Пол Зимниски. Anglo в конечном итоге будет делать то, что хотят ее акционеры, — сосредоточится на долгосрочной стратегии сырьевых товаров, которые поддерживают создание «зеленой» инфраструктуры.
Спрос снижается по мере того, как исчезает их привлекательность на одном из ключевых потребительских рынков — Китае. Падение числа браков, а также рост популярности золота и драгоценных камней, выращенных в лаборатории, привели к снижению спроса на бриллианты в Китае, сообщает компания Daxue Consulting, занимающаяся исследованиями рынка.
Окончание действия ограничений, связанных с пандемией, также привело к тому, что потребители направили свои расходы на путешествия, а не на бриллианты. Цены на бриллианты упали на 5,7% в этом году, согласно индексу алмазного сырья Ziminsky, и снизились более чем на 30% с исторического максимума, достигнутого в 2022 году.
De Beers когда-то обладала монополией на алмазном рынке, но ее доля сократилась. Экономические условия заставили компанию снизить цены на 10% в начале года.
«Прошлый год был гораздо более сложным периодом для [алмазной] отрасли, поскольку экономические проблемы, затишье после ковида и рост предложения алмазов, выращенных в лаборатории, повлияли на спрос», — заявил глава отдела коммуникаций Anglo American Марсело Эскивель.
«Основная проблема заключается в быстром росте количества выращенных в лаборатории алмазов», — говорит Анкур Дага, генеральный директор компании Angara, занимающейся электронной торговлей ювелирными изделиями. — Предпочтение бриллиантов, выращенных в лаборатории, также играет важную роль в снижении цен на природные бриллианты».
Он добавил, что в США, которые являются крупнейшим потребителем бриллиантов, половина камней для обручальных колец в этом году будет выращена в лаборатории, по сравнению всего лишь с 2% в 2018 году. Выращенные в лаборатории бриллианты, которые могут быть на 85% дешевле природных, изготавливаются в контролируемой среде с использованием экстремального давления и тепла.
Этот процесс воссоздает то, как природные бриллианты выковываются глубоко в мантии Земли. Согласно данным, предоставленным Zimnisky, продажи бриллиантов, выращенных в лаборатории, выросли с 2% мирового рынка ювелирных изделий с бриллиантами в 2017 году до 18,4% в 2023 году.
Кроме того, аргументы в пользу покупки бриллиантов в качестве инвестиций сошли на нет, сказал Дага. В течение последних 50 лет бриллианты рассматривались как актив и средство защиты от инфляции, уточнил он. Но это инвестиционное обоснование в значительной степени исчезло по мере падения цен.
«Бриллиантовая промышленность находится в беде», — сказал Дага, добавив, что, по его мнению, цены на природные алмазы могут упасть еще на 15–20% в течение следующих 12 месяцев. Некоторые настроены несколько более оптимистично.
«Нет сомнений в том, что в отрасли существуют некоторые проблемы, но это не те проблемы, которые нельзя решить», — сказал Аниш Аггарвал, соучредитель специализированной алмазной консультационной фирмы Gemdax. Он отметил, что бриллианты — это дискреционные товары и необходимо создать желание для них, как и в случае с другими сегментами роскоши, такими как элитные часы и сумки.
Вырастить бриллианты, идентичные тем, что добываются в шахте, за несколько недель и дешевле — такова успешная ставка стартап-компании Diam-Concept, расположенной на севере Парижа, которая собирается интенсифицировать свое производство, воспользовавшись прорывом лабораторных камней на ювелирный рынок.
Как и природный, выращенный в лаборатории бриллиант оценивается по четырем пунктам:
«Индустрия не занималась масштабным маркетингом почти 20 лет. И мы видим последствия этого, — сказал Аггарвал. — Бриллиантовой индустрии придется приложить немало усилий, чтобы оживить потребительский спрос в Китае. Для этого необходим сплоченный маркетинговый подход». Зимниски также согласился с тем, что значимый маркетинг в отрасли может просто перевернуть рынок с ног на голову.
Недавно ювелирная компания Signet Jewelers объявила о маркетинговом сотрудничестве с De Beers, чтобы стимулировать спрос на природные бриллианты. Signet ожидает увеличение числа помолвок в следующие три года на 25%. Эскивель из Anglo American также отмечает, что увеличение числа помолвок и рост располагаемых доходов помогут смягчить проблемы на рынке.
«Это крупнейшая в мире алмазодобывающая компания и крупнейший в мире розничный продавец бриллиантов, которые работают вместе, так что это очень важно и может действительно сдвинуть с мертвой точки всю отрасль», — сказал Зимниски.
Естественные алмазы формируются в течение многих лет под действием высоких температур и давления под землей. Для создания синтетических алмазов требуется всего несколько часов, но они требуют интенсивного прессования в течение нескольких недель. Ранее новый метод, использующий смесь жидких металлов, позволил получить искусственные алмазы всего за несколько минут без использования огромных сил сжатия.