Новости

Почему стартапам нужно становиться верблюдами, а не единорогами

Фото: iStock

Еще в 2013 году, когда основательница Cowboy Ventures Эйлин Ли ввела термин «единорог» для обозначения стартапов стоимостью $1 млрд, это название быстро завоевало популярность. Единорог олицетворял масштаб мечтаний резидентов Кремниевой долины и готовность инвесторов к риску в погоне за магическим источником денег.


Но, кажется, единороги постепенно уходят в прошлое. В своей новой книге Out-Innovate инвестор Алекс Лазаров (Cathay Innovation) отмечает, что мечтательная погоня за мифическими единорогами не согласуется с реальностью, в которой сейчас оказался бизнес.

Он предлагает менее привлекательный талисман для основателей. Из единорогов им нужно превратиться в верблюдов. Или стремиться ими стать. Инвестор объяснил, почему.

Единороги плохо переносят стихийные бедствия

Согласно данным Layoffs.fyi, почти 50 тыс. сотрудников стартапов потеряли работу за период с начала марта до конца мая. Эти цифры отражают цунами безработицы, захватившей почти все регионы и сферы бизнеса из-за пандемии. Но потеря кадров — это не единственная проблема стартап-индустрии.

Как объясняет в своей рецензии на книгу Лазарова журналистка Quartz Аниша Сиркар, проблемы, связанные с охотой на потенциальных и реальных единорогов, существовали и до кризиса. Просто сейчас стало ясно, что прилив закончился и все, кто плавает голым, внезапно стали видны.

Сиркар пишет: «Лазаров сравнивает стратегию Кремниевой долины по охоте на единорогов с ипотекой, которую вы берете на покупку сразу трех домов. Если дела идут хорошо и рынок продолжает развиваться, то награда будет огромной (пример — история Facebook). Но такой подход также и увеличивает риск потерять все».

Другими словами, единороги предлагают почти волшебный уровень потенциального роста, но при этом они продолжают быть хрупкими и мифическими существами. «Уровень ожога стартапов в Кремниевой долине является самым высоким с 1999 года. И сейчас в убыточных компаниях работает больше людей, чем за последние 15 лет», — пишет Лазаров.

Когда эта хрупкость встретила мать всех разрушений в форме пандемии, началась бойня.

Верблюд как альтернатива

Лазаров изучает стартап-экосистемы за пределами ведущих технологических центров, его интерес захватывает территорию от Детройта до Бразилии. Опыт Лазарова привел его к выводу: современным основателям гораздо правильнее хотеть быть верблюдами, а не единорогами.

Но что такого особенного в верблюде? Верблюд — это не стартап, который стремится к огромному, обогащающему росту любой ценой. Это компания, которая создана, чтобы предлагать реальные и значимые инновации. Компания, которая умеет выживать в течение долгого времени без постоянного привлечения инвестиций.

«В Кремниевой долине единорог — это не просто числовая стоимость бизнеса на миллиард долларов, это также философия»,  — говорит Лазаров. «Во всем мире лучшие предприниматели используют противоположный подход. Они говорят: „Я хочу иметь устойчивые экономические показатели с самого начала, управлять затратами и при этом масштабировать, но масштабировать ответственно“».

Лазаров настаивает на более гибкой и социально значимой модели для стартапов. Он считает, что на рынке инвестиций должно стать больше верблюдов и меньше единорогов. И кризис только помогает осознать эту необходимость.