В 2021 году в ряде категорий поисковые сервисы уступили маркетплейсам по числу запросов, следует из данных Mediascope. Компания исследовала запросы более 20 тыс. россиян старше 12 лет в разных браузерах и маркетплейсах с 20 сентября по 12 декабря. Документ есть в распоряжении Inc.
В общем количестве запросов о товарах на десктопе доля маркетплейсов составляет 40–50%, поисковых систем — около трети, оставшаяся часть приходится на специализированные интернет-магазины и классифайды.
По отдельным категориям маркетплейсы обошли поисковики в поисковых запросах FMCG-товаров на десктопе: 44% против 32% в категории «Кофе» и 50% против 16% в категории «Подгузники».
В Mediascope объяснили, что исследование говорит об изменении в привычках потребителей на фоне развития онлайн-торговли в целом: они начинают чаще искать и сравнивать товары на маркетплейсах, читая там отзывы о брендах. Таким образом, маркетплейсы становятся не только местом совершения покупки, но и местом взаимодействия аудитории с брендами, добавили в компании.
В «Яндексе» сказали, что в 2021 году люди на 50% чаще делали запросы о товарах в поиске сразу с названием продающей их площадки. При этом 58% пользователей сравнивали товары минимум на двух площадках.
В мобильном поиске разница в числе запросов и конверсии еще выше: доля покупок там достигла 90% при 10% у десктопа, рассказали в Wildberries. Однако там считают, что речь не идет о конкуренции с поисковиками в целом, маркетплейсы «предполагают другой сценарий для пользователей».
«Тенденция связана с улучшением пользовательского опыта и ростом доверия к маркетплейсам. В отличие от традиционного поиска, макретплейс даёт пользователю полноценный опыт покупки в доверенном источнике, с возможностью сравнить товары, цены, прочесть отзывы и совершить защищенную сделку», — сказал директор по маркетингу и монетизации Ozon Олег Дорожок.