Новости

Россияне стали сильно экономить на базовых продуктах и одежде из-за кризиса и роста инфляции

В I квартале 2021 года траты россиян на продукты питания, одежду и базовые услуги увеличились на 18% год к году, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные исследовательского центра «Тинькофф Data», проанализировавшего трансакции более 13 млн потребителей. Причина — в росте инфляции. Это заставило потребителей значительно пересмотреть свои расходы.

По данным Росстата, в феврале стоимость продуктов, входящих в потребительскую корзину, выросла на 16% год к году. Это значительно выше индексации прожиточного минимума, размер которого, по данным ведомства, с февраля 2020 года по февраль 2021 года вырос лишь на 7,5%.

Разрыв между темпами роста цен и прожиточным минимумом вынуждает россиян серьезно экономить на продуктах и сокращать траты.

По данным «Тинькофф Data», в феврале 2021 года покупки яблок упали на 60% год к году. Расходы на приобретение моркови, апельсинов, капусты и хлебобулочных изделий сократились более чем на 40%, картофеля — на 30%, муки — на 13%.

Кроме этого, россияне стали есть меньше мяса: траты на говядину сократились на 25%, свинину — на 13%. При этом потребители увеличили траты на сахар на 18%.

Почти 50% опрошенных россиян в кризис пересмотрели свои потребительские приоритеты. Четверть респондентов стали реже совершать покупки и следят за скидками, еще 20% готовы тратиться только на качественные товары, свидетельствуют данные «Тинькофф Data».

Сейчас продуктовая инфляция находится на самом высоком уровне за последние пять лет, рассказал изданию партнер инвестгруппы «Атон» Виктор Дима. Эта ситуация, по прогнозам, не изменится в ближайшее время. Например, цены на овощи открытого грунта, включая картофель и морковь, продолжат рост до июня, рассказал «Коммерсанту» один из производителей.

Попытки сократить траты на фоне растущей инфляции привели к росту популярности среди россиян магазинов-дискаунтеров, отмечает Виктор Дима. Это спровоцировало в кризисный год всплеск развития таких форматов крупными ретейлерами, включая X5, «Магнит», «Ленту», объясняет консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова.

Россияне стали выбирать не только дешевые продукты, но и недорогую одежду, подтверждают данные розничных компаний. Ретейлеры, продающие стоковые коллекции, нарастили обороты в кризис.

В частности, у сети Familia, по словам ее представителя, выручка по итогам первого квартала 2021 года увеличилась на 30%, до 8,17 млрд руб. За этот же период сеть зафиксировала увеличение трафика покупателей на 15%.

Вместе с тем на фоне снижения трат на продукты и одежду у россиян увеличились расходы на государственные сборы, включая налоги, пошлины и штрафы. В первом квартале 2021 года, по данным аналитиков «Тинькофф Data», они выросли на 10%.