Новости

Ученые рассказали, что такое «иллюзия творческого обрыва» и почему она мешает принимать лучшие решения

Неважно, пытаетесь ли вы найти название для продукта, придумать новый сюжетный поворот или исправить ошибку в коде, после мозгового штурма становится все труднее и труднее генерировать новые идеи. Многие думают, что креативность снижается со временем, и отдают предпочтение идеям, которые пришли к ним в самом начале. Однако, согласно исследованию ученых из Корнельского университета, это предположение ошибочно, а люди становятся жертвой явления, известного как «иллюзия творческого обрыва».

По словам профессора Корнельского университета и автора исследования Брайана Лукаса, лучшие идеи приходят к тем, кто их ждет. Научившись терпению и настойчивости, люди смогут найти более инновационные решения своих проблем, добавил он.

Наиболее очевидные решения для проблемы будут в пределах досягаемости, возможно, напоминая то, с чем вы уже сталкивались, объяснил ученый. Генерирование идей в самом начале невероятно удовлетворяет. Лукас сравнивает его с удовлетворением, которое испытает человек, съедая сладкое.

«Это основной принцип доступности: первая вещь, которую вы рассматриваете, — это, вероятно, та, что рассматривают все остальные, а это значит, что они не оригинальны, — сказал профессор. — Вы должны пройти мимо нее, чтобы добраться до вещей, которые немного более уникальны».

Любые дальнейшие решения будут приходить в голову медленнее и потребуют гораздо больше усилий, чтобы их развить. По словам Лукаса, фрустрация и тяжелая умственная работа создают впечатление, что человек получает меньше отдачи от своих идей. В результате ему начинает казаться, что его креативность скоро иссякнет.

На самом деле сокращается только количество идей, а качество каждой отдельной идеи при этом становится выше. Если человек будет работать, борясь с фрустрацией, он сможет найти действительно инновационную идею, которая выделяется среди всех остальных, добавил Лукас.

Профессор проверил свою теорию с помощью серии экспериментов, в первом из которых попросил участников придумать способ увеличения пожертвований в местную благотворительную организацию. Перед началом эксперимента, они должны были предположить, насколько творческими будут их решения (по шкале от -50 до +50) через различные промежутки времени.

После эксперимента Лукас обнаружил поразительное несоответствие между предположениями людей и их реальными способностями. Большинство участников полагали, что их креативность начнет снижаться, когда пройдет половина отведенного времени. Тем не менее, независимые эксперты обнаружили, что качество идей, которое определялось их новизной и полезностью, оставалось стабильным или даже повышалось с течением времени.

В следующем эксперименте Лукас исследовал последствия «иллюзии творческого обрыва». Он хотел понять, не приводит ли ошибочное предположение о том, что люди лишаются своей творческой энергии в самом начале, к тому, что впоследствии они отказываются от нового мозгового штурма и не добираются до лучших идей.

Чтобы проверить эту теорию, Лукас попросил участников эксперимента оценить ряд утверждений по шкале от 1 («категорически не согласен») до 7 («категорически согласен»):

  • Люди склонны генерировать свои лучшие идеи в самом начале;
  • Лучшая идея человека, как правило, входит в число первых сгенерированных им идей;
  • Идеи, сгенерированные в начале, часто лучше идей, которые приходят в конце;

Затем добровольцы приняли участие в конкурсе по созданию титров для мультфильмов с максимальным призом в $150. При этом их никак не ограничивали по времени. Как и предполагалось, чем выше они оценивали высказывания, тем меньше времени они тратили на выполнение задания и тем хуже было качество их идей.

Каждый дополнительный балл по шкале сокращал количество «в высшей степени творческих решений» на 18%. «Ваши лучшие идеи, как правило, требуют больше итераций и больше ресурсов, чем вы могли изначально предположить», — закончил Лукас.

Исследование ученых имеет непосредственное отношение к менеджерам и лидерам. Они могут оценить представления своей команды о мозговом штурме и объяснить, что мнение о том, что креативность снижается со временем, ошибочно. Они также должны выделить гораздо больше времени и ресурсов на процесс генерации и разработки идей.

Лукас предложил простое эмпирическое правило: «Если вы пытаетесь найти три хорошие идеи, вам, вероятно, следует попросить свою команду сгенерировать двадцать». Только научившись справляться с чувством фрустрации, преодолевая творческий обрыв, мы сможем создать нечто действительно уникальное, добавил ученый.