Из-за экономических санкций американский производитель свечей для зажигания в 2022 году прекратил поставлять эти материалы в Россию, в результате чего через год образовался их дефицит. Самолеты Sukhoi Superjet 100 являются основными бортами для международных и региональных полетов.
Что случилось
Операторы самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) столкнулись с дефицитом свечей зажигания для российско-французских моторов SaM146, сообщает РБК со ссылкой на источники в шести авиакомпаниях, эксплуатирующих такие самолеты. Согласно данным Росавиации, всего в России 12 операторов Superjet, которые эксплуатируют около 160 таких самолетов.
Дефицит свечей зажигания подтвердили и другие авиакомпании, которые также сообщали в Минпромторг о проблеме, по словам гендиректора «ИрАэро» Юрия Лапина. Председатель совета директоров авиакомпании «Азимут» Павел Удод оценил нехватку свечей как «серьезную». Источники РБК, близкие к авиаперевозчику «Якутия», сообщили, что новых свечей на складе нет, но остались несколько бывших в употреблении, которых должно хватить до конца года.
Согласно данным Telegram-канала «Авиаторщина», дефицит свечей наблюдается и у крупнейшего оператора Superjet — авиакомпании «Россия», которая входит в группу «Аэрофлот». Пресс-служба «России» отказалась от комментариев.
В своем письме Панфилов попросил Минпромторг ускорить процесс разработки и выпуска свечей зажигания уфимским научно-производственным предприятием «Молния» (входит в периметр «Ростеха»). Представитель «Ростеха» утверждает, что импортозамещение для Superjet, в том числе свечей зажигания, «идет полным ходом», а результат ожидается к сентябрю 2023 года. Источник РБК в одной из авиакомпаний также говорит, что свечи сделают к концу летнего сезона, который приходится на октябрь. Павел Удод из «Азимута» рассчитывает на июль-август.
Почему это важно
Первый заместитель гендиректора авиакомпании «ИрАэро» Владимир Панфилов в письме Минпромторгу, отправленном 16 февраля, предупреждает, что нехватка свечей может в ближайшее время привести к остановке эксплуатации части парка Superjet и «постепенному полному прекращению полетов всего парка». В таком случае существует риск невыполнения плана по перевозке пассажиров.
Собеседник РБК в авиакомпании «Якутия» согласен, что если российская промышленность не решит вопрос со скорейшим импортозамещением свечей, то перевозчикам придется останавливать эксплуатацию Superjet. В «Азимуте» заявили, что не увеличат количество рейсов в летний сезон, если проблема с комплектующими не будет решена.
Представитель «Ростеха» отмечает, что Superjet — это основная «рабочая лошадка» региональных авиалиний. За 2022 год почти треть доступных для полетов бортов перевозчики использовали для международных рейсов.
Контекст
Турбовентиляторные двигатели SaM146 для Superjet производило совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн» — российско-французская компания PowerJet. Она же оказывала услуги по послепродажному обслуживанию двигателей.
Свечи зажигания производила с 2006 года американская Unison Industries, которая рекомендует менять свечи при достижении наработки 1 тыс. циклов (взлетов — посадок). Стоимость изделий составляла $1–2 тыс., они считались расходным материалом,
После начала «военной спецоперации» России на Украине 24 февраля 2022 года на российскую авиаотрасль наложили санкции, в рамках которых были остановлены поставки свечей из США. В течение года их поставляла из своих запасов «ОДК-Сатурн», которая сейчас «не в состоянии оказывать данную услугу», следует из письма Панфилова в Минпромторг.
В ноябре 2022 года стало известно, что авиакомпания «Азимут» планирует пополнить свой монофлот 17-м по счету самолетом SSJ-100 с подержанными двигателями из резерва для всех эксплуатантов «Суперджета».
Мнение
«Трагедии точно нет. Есть запасы импортных свечей, которые когда-то закончатся, это понятно. Но быстрыми темпами идет работа над созданием российских аналогов. Поэтому на готовности парка ситуация не должна отразиться», — заявил источник, близкий к «Ростеху».