Новости

В 2022 году рынок курьерской доставки в России достиг 1,7 трлн руб.

Сегмент доставки вырос на 24,5%. По оценкам экспертов, эта часть российского рынка будет и дальше показывать уверенный рост. Большая часть покупок клиентов приходится на маркетплейсы.

За прошедший год рынок курьерской доставки в России вырос на 24,5% и достиг 1,7 трлн руб., пишут «Ведомости» со ссылкой на подсчеты российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). По данным РАЭК, 47% онлайн-продаж пришлось на маркетплейсы, но основной драйвер роста рынка — доставка продуктов из супермаркетов. Она выросла за год на 66%.

Самый большой сегмент рынка курьерской доставки второй год подряд заняли интернет-магазины и маркетплейсы — на них пришлись 788 млрд руб. На доставку продуктов россияне потратили 520 млрд руб. Рынок доставки блюд из ресторанов вырос на 25% и составил 222 млрд руб.

Однако сократилась доставка документов, корреспонденции и посылок. В 2021 году на этот сегмент приходились 170 млрд руб., а по итогам 2022 года — на 7% меньше, 158 млрд руб. В РАЭК объяснили это сокращением трансграничной торговли, снижением экономической активности и переходом к получению таких отправлений в ПВЗ.

По оценкам аналитиков, в России на рынке доставки работают более 1,7 тыс. компаний. Треть из них оказывают услуги только в Москве. В топ-10 B2C-компаний с собственной доставкой (или использованием услуг внешних партнеров) входят маркетплейсы Wildberries, Ozon, сервисы «Самокат» и «Сбермаркет», «Яндекс.Еда». Среди логистических компаний это «Почта России», СДЭК, DPD.

Количество доставленных «до двери» заказов также выросло: с 925 млн в 2021 году до 1,16 млрд в 2022-м. Но этот сегмент пока относительно небольшой, так как составляет всего лишь пятую часть рынка доставки. 79% доставок по-прежнему осуществляются до ПВЗ, постаматов или грузовой B2B-доставкой.

Ключевой драйвер развития рынка — доставка продуктов из магазинов, подтверждает данные РАЭК гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В отличие от зарубежных стран, в России практически не развит самовывоз товаров и присутствует либо в локальных сетях, либо при покупке алкоголя. По мнению Бурмистрова, на рынке наблюдается консолидация, укрупнение сервисов, их внедрение в различные экосистемы. Он также добавил, что сегмент доставки товаров электронной коммерции будет сокращаться.

«При этом будет расти доля маркетплейсов, у которых превалирует в структуре выдачи использование ПВЗ и постаматов. На рынке же e-grocery наблюдается расширение ассортимента товаров, в том числе за счет привычки клиентов к оперативной доставке. Также будет развиваться доставка в постаматы в крупных торговых центрах», — отмечает Михаил Бурмистров.

При этом, согласно подсчетам экспертов, в 2023 году потенциальный заработок курьеров вырос на 19%. Если в 2022 году представители профессии получали около 67 тыс. руб. в месяц, то сегодня их средняя зарплата составляет 79 тыс. руб.