Почти все компании в России разрешили сотрудникам работать удаленно или в гибридном формате даже после снятия ограничений регулятора. Таких, согласно совместному исследованию Deloitte и X5 Group, оказалось 97%.
Для исследования проводился онлайн-опрос среди 80 компаний из различных отраслей экономики и качественный анализ — интервью продолжительностью 1–1,5 часа — среди топ-9 компаний, работающих в сфере ИТ, финансовых услуг и торговли, которые реализуют переход на удаленный или гибридный формат работы.
До COVID-19 возможности работать удаленно не было у сотрудников 27% опрошенных компаний, еще столько же признались, что такая форма труда была официально запрещена, но на практике сотрудники договаривались о днях работы из дома. При этом, что касается самих сотрудников, то оказалось, что более 90% предпочитает традиционному формату «работа из офиса» новые форматы: гибридную форму поддерживают около 60%, а полностью удаленную — 35%.
В период вынужденной удаленной работы мнения относительно такого формата были противоречивы, отмечает директор по персоналу и организационному развитию Х5 Group Татьяна Красноперова. Однако теперь приезд в офис перестал быть рутиной или ежедневной обязанностью и стал возможностью встретиться с коллегами, чтобы обсудить рабочие вопросы, просто пообщаться и наладить связи, добавляет она. По словам Красноперовой, возможность выбирать график стала частью соцпакета, который Х5 Group предлагает для команд, работающих в офисе или вообще не привязанных к какому-то месту и даже городу: «Изменились рабочие пространства, меняется и устоявшаяся концепция «не вижу человека, значит, он не работает». Это, пожалуй, самое сложное, поскольку связано с нашими убеждениями, но и с этим мы справляемся успешно».
В Fix Price сейчас удаленно работают 30-40% офисного персонала, и компания не торопится принимать решение о постоянной удаленной работе, отмечает представитель ретейлера: «Все зависит от должности — ИТ-специалисты, технологи, дизайнеры меньше зависят от командной работы, и здесь правильно сформулированные задачи и контролируемость результата позволяют безболезненно практиковать удаленный режим. Но вовлеченность команд на удаленке неизбежно снижается — некоторые сотрудники сами чувствуют это и высказывают желание выходить в офис регулярно».
В Wildberries, где большая часть сотрудников также работает на удаленке, отмечают, что внутри команд при таком формате иногда отмечается рассогласованность в действиях и коммуникациях, хотя от него продуктивность сотрудников выросла. Чтобы этого избежать, компания старается организовывать для них в офисе хотя бы один совместный рабочий день в неделю.