Исследователи из Университета штата Огайо провели эксперимент с помощью технологии отслеживания взгляда, чтобы обнаружить разницу в процессе обучения детей и взрослых. Дело оказалось в блуждающем взгляде.
Ученые из Университета штата Огайо выяснили, что дети хоть и медленнее учатся, но, в отличие от взрослых, они не попадают в «ловушку обучения». Исследование опубликовано в Journal of Experimental Child Psychology, его авторы — профессора психологии Владимир Слуцкий и Брэндон Тернер и аспирант Натаниэль Бланко.
В эксперименте участвовали 30 детей в возрасте 4-5 лет и 38 взрослых — им установили трекеры для отслеживания движения глаз. С их помощью компьютеры могли распознавать направление взгляда. Испытуемым показывали цветные изображения существ с разными деталями, например с головой, хвостом и антенной.
Исследователи пояснили, что всего два вида существ — флюрпсы и джалеты, задачей испытуемых было опознать, кто есть кто. Существа отличались цветом хвостов: у джалетов он был синий, а у флюрпсов — оранжевый. Кроме того, детям и взрослым сказали, что у большинства флюрпсов есть характерные особенности, такие как розовые усики. При этом была одна особенность, которая не упоминалась в инструкциях и не отличалась у типов существ.
В первой части эксперимента взрослые быстро выучили, чем различаются флюрпасы или джалеты, а после чего они полностью сосредоточились на этих признаках. У детей ушло больше времени, чтобы запомнить признаки разных типов существ, однако они рассматривали существ полностью, не фокусируясь на деталях.
В середине эксперимента ученые добавили не заявленную особенность: другие части тела, отличающиеся для обоих существ, стали главным признаком, по которому можно было различить флюрпса от джалета. Взрослые продолжили полагаться на ранее предоставленную информацию, которая стала неактуальна. А дети приняли новые правила благодаря тому, что оценивали изображения целиком.
Мозг пятилетнего ребенка не такой зрелый и сформированный как у взрослого, чтобы быть способным в той же степени фокусироваться на деталях, пояснили ученые. При этом внимание ко всему подряд помогает детям познавать мир и не упускать деталей, которые могут не замечать взрослые.
«Взрослые не обращали внимания на функции, которые не были важны во время первой части исследования, поэтому они пропустили, когда эти функции действительно стали важными, — сказал автор исследования, профессор психологии Университета штата Огайо Владимир Слуцкий. — Взрослые предпочитали избирательное внимание, потому что знали, что оно будет эффективнее. Поэтому если решение проблемы кажется вам слишком очевидным, то расширьте внимание и мыслите, как ребенок».