Федеральный застройщик G-group запустил программу поддержки стартапов в сфере строительных технологий и продажи недвижимости, рассказали Inc. в пресс-службе компании. Стартапы получат возможность пилотировать свои решения на деньги G-group, доступ к обезличенным данным в CRM, менторство экспертов, обещают представители девелопера.
В программе могут участвовать только команды от двух человек с работающим прототипом (MVP) или готовым продуктом. G-group интересуют такие направления, как оптимизация закупки материалов, разработка новых строительных материалов, проектирование строительства и другие. Если стартап достигнет высоких экономических показателей, то команда сможет подписать долгосрочный контракт сG-group и масштабировать решение, уточнили представители застройщика.
Заявки принимаются до 1 февраля 2022 года. Время реализации пилотного проекта — два месяца.
Решения для мониторинга сотрудников и оборудования, сложных технологических платформ, аренды и управления строительной техникой подрядными организациями только начинают появляться в России, отмечает управляющий директор и партнер BCG Сергей Ишков. В b2c секторе сервисы для поиска арендного жилья, управления своим жильем или заказа уборки развиты на уровне западных аналогов, сказал эксперт.
Инвестиции в проекты на раннем этапе позволят девелоперу «заточить» решение под себя, считает представитель стартапа TraceAir, который автоматизирует строительство. Рекомендации организаторов таких программ обычно еще долго влияют на продукт, заметили в компании. Для российского стартапа такая программа может быть интересна с точки зрения «обкатывания» MVP и возможности глубоко изучить бизнес-процессы потенциальных заказчиков, соглашается директор по цифровой трансформации SOK Александр Терехов.
«В PropTech если речь идет о нетехнологической новации, связанной, например, с использованием инновационных материалов или подходов к строительству, то стартапам довольно легко удается сделать MVP, особенно в b2c», — сказал Ишков. В случае с разработкой новых строительных материалов создание MVP может занять довольно много времени, поэтому таким стартапам лучше помогут инкубаторы и различные акселераторы, добавил Ишков.
Ишков считает, что со стороны крупного застройщика это хорошая практика — давать стартапу грант и возможность поработать с клиентской базой крупной компании.
«У стартапов есть две традиционные проблемы — отсутствие доступа к значительной клиентской базе для развертывания своего решения и доступа к капиталу», — говорит Ишков.
По словам принципала Fort Ross Ventures Дениса Ефремова, российский рынок PropTech очень маленький и неструктурированный. Этот рынок оценивается в $50–100 млн, говорит Ишков. Он замечает, что рынку явно есть куда развиваться, особенно если сравнивать его объем с венчурным рынком в целом, который составляет около $1 млрд. Едва ли инвестиции в PropTech превысили $25–30 млн в 2021 году, сомневается Ефремов.
Ефремов объясняет, что емкость рынка в России и динамика его развития не всегда помогают создать крупную компанию, поэтому многие стартапы изучают возможности выйти на зарубежные рынки. Если же у проекта есть международные амбиции, то начинать с локального проекта не самый удачный вариант, считают в TraceAir.
Формат программы G-group больше подходит стартапам, которые работают на российском рынке, сказал Терехов. «Но большая часть российских технологических стартапов, и PropTech здесь не исключение, все-таки смотрят на зарубежные рынки: для многих возможности выхода на запад и привлечение там последующего финансирования намного интереснее отечественной „протекции“ просто ввиду кратно бОльшего объема этих рынков», — отмечает Терехов.