Документ, разработанный РИПИ, называется «Руководство по добросовестной практике предоставления потребителю услуг по интернет-торговле (дистанционной торговле) потребительскими товарами». Это первая попытка создать национальный стандарт, регламентирующий все аспекты онлайн-ретейла.
В частности, ГОСТ дает определения основных понятий интернет-торговли: продавца, покупателя, дистанционной торговли, доставки товаров, торговой площадки. Интернет-магазин должен содержать всю юридическую информацию о продавце, оформлении заказа и возможности возврата товара. На сайте также должна быть размещена исчерпывающая информация о товаре: цена, фотографии продукта со всех сторон, сертификаты, факты о потребительских свойствах, месте изготовления, сроке службы и т.д. Кроме того, онлайн-ретейлер обязан предусмотреть оплату и доставку товара разными способами.
ГОСТ уже поступил на согласование заинтересованным организациям. В Росстандарте уточнили, что утвердить стандарт планируется в октябре 2017 года, а действовать он должен начать с 1 июня 2018 года.
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) сочли документ сырым и дублирующим действующее законодательство. Например, ГОСТ никак не учитывает правовой статус агрегаторов вроде AliExpress или «Яндекс.Маркета», которые продают на своей площадке товары третьих лиц и не отвечают за предлагаемые продукты. Также крупнейшие онлайн-торговцы обратили внимание на отсутствие в ГОСТе требования по указанию фактического адреса интернет-магазина, по которому потребитель может обменять товар, вернуть за него деньги или обратиться в суд. Наличие адреса создает дополнительные гарантии защищенности потребителей, подчеркнули в АКИТ.
Старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк считает, что разработчики ГОСТа упустили из виду ряд юридически значимых моментов. В частности, нуждается в уточнении и выработке четких критериев ряд понятий, таких как, например, «доступный интерфейс».
Сейчас на онлайн-торговлю распространяются положения закона «О защите прав потребителей», правила продажи товаров дистанционным способом, а также правила продажи отдельных видов товаров и ГОСТ об обычной торговле. Между тем в конце 2016 года Минэкономразвития указывало на несогласованность действующих норм и неоднозначность их толкования. Ведомство пытается решить эти проблемы в том числе с помощью введения определения разносной торговли.
По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, объем продаж в интернете в 2016 году составит 0,9 трлн рублей, а в 2017 году — 1,1 трлн рублей.
Напомним, сейчас АКИТ объединяет крупнейших игроков онлайн-ретейла, в том числе «Юлмарт», Ozon, Otto Group, Lamoda, «М.Видео», KupVip и других.