Новости

E-commerce, реклама и туризм стали самыми быстрорастущими отраслями бизнеса в России по итогам 2023 года

В распоряжении редакции Inc оказалось исследование в рамках аналитического проекта «Индекс здоровья российского бизнеса», которое провели маркетинговая платформа Calltouch, hh.ru и банк для предпринимателей «Точка». Они проанализировали развитие малого и среднего бизнеса в России и узнали, как прошел 2023 году для бизнеса. В топ-3 стремительного роста вошли интернет-торговля (+25 баллов), реклама (+22 балла), туризм (+14 баллов) в сравнении с предыдущим годом.

По итогам анализа индекс здоровья российского бизнеса в 2023 составил 61,5 балла из 100 возможных. А интернет-торговля показала самые высокие темпы восстановления. Индекс здоровья российского бизнеса в данной отрасли составил 55 баллов (+25 баллов по сравнению с 2022 годом).

Юлия Криган, data-журналист банка «Точка», рассказала об изменениях e-commerce в 2023 году по сравнению с 2022 годом:

  • на 30% больше ИП и компаний, ведущих торговлю в интернете;
  • на 41% увеличились обороты компаний;
  • на 34% вырос объем найма.

Появление новых ИП и компаний приводит к тому, что ретейлеры пытаются захватить внимание потребителя. В 2023 году на 41% выросла доля потребителей, которые нашли магазин или товар в поисковиках Google или «Яндекс». В 2022 году были отключены многие привычные рекламные инструменты. Российские компании стали больше ресурсов вкладывать в SEO-продвижение. В целом количество обращений за прошлый год увеличилось на 26%.

Индекс здоровья российского бизнеса в рекламной отрасли составил 56 баллов, так же как и интернет-торговля, реклама набрала 22 балла. С годами потребительское поведение меняется. Люди чаще анализируют предложения от разных продавцов и реже совершают спонтанные покупки, прежде чем оставить заявку или купить товар, собирают больше информацию.

Рекламодатели постепенно отказываются от performance — подхода, где они платят за целевое действие в пользу brandformance — мероприятий, маркетинга, работы с блогерами и собственными соцсетями. Они начали шире использовать аналитику и ввели искусственный интеллект в рекламу и в коммуникациях с потребителями.

«Рекламная индустрия быстро растет по нескольким причинам. Во-первых, на рынок вышли новые бренды, которым необходимо привлекать потребителей, чтобы уверенно занять освободившиеся ниши. Во-вторых, бизнес стал активнее использовать в маркетинге технологии, аналитику, Big Data, тестировать новые каналы коммуникации с потребителем, — комментирует Артур Саркисян, коммерческий директор Calltouch. — Еще одним драйвером развития отрасли стал бум внедрения нейросетей в маркетинговые процессы. Они повысили скорость и качество аналитики, улучшили персонализацию предложения».

Объемы найма в рекламной отрасли, несмотря на ее рост, сокращаются — на 24% меньше, чем в 2022 году. Чаще это связано с автоматизацией отрасли. Технологии вытеснили начинающих специалистов и стажеров, поэтому спрос на них снизился. При этом средняя зарплата специалистов в 2023 году выросла на 5%. В отрасли востребованы опытные маркетологи, способные решать креативные задачи, умеющие работать с диджитал-инструментами и нейросетями.

Индекс здоровья российского бизнеса для туристической отрасли составил 57 баллов (+14 баллов год к году):

  • на 22% увеличились обороты компаний
  • на 17% увеличилось количество туристических поездок по России по данным Росстата

Туристическая отрасль растет за счет внутреннего туризма по России. Между регионами состоялась конкуренция за туристов. В регионах улучшают инфраструктуру, предлагают новые маршруты и проекты, развивают разные направления: образовательный, спортивный, культурный, гастрономический туризм, поездки выходного дня и т.д. Одна из причин снижения обращений — увеличение количества самостоятельных поездок на машине по стране или в соседнии страны (например, в Республику Беларусь или Абхазию).

Анализ развития малого и среднего бизнеса за 2023 год показал, что российская экономика справилась с вызовами 2022 года, пессимистичные прогнозы не оправдались. Количество обращений в целом увеличилось на 12%. Одним из драйверов быстрого восстановления стала цифровая трансформация бизнеса, использование данных для принятия решений, внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессах.

Темпы развития предпринимательства отличаются не только по отраслям, но и по размерам компаний:

  • 71 балл — микропредприятия и малый бизнес в сфере рекламы и продвижения;
  • 63 балла — в среднем бизнесе компании, оказывающие деловые услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские).

Несмотря на рост российского бизнеса в целом, некоторые отрасли в 2023 году показали отрицательную динамику развития:

  • -15 баллов — телекоммуникационная отрасль;
  • -13 баллов — медицина;
  • -10 баллов — культура.

Эксперты также выделили восемь важных показателей и определили для каждого вес:

  • 30% — обороты компаний;
  • 20% — отношение регистраций к ликвидациям;
  • 15% — число открытых вакансий;
  • 10% — налоги;
  • 10% — уровень заработной платы;
  • 5% — посещение сайтов;
  • 5% — обращения потенциальных клиентов;
  • 5% — конверсии из лидов в покупку.

В данных использовались медианные показатели, учтены изменения из-за инфляции. Оценка формируется из значения показателей, умноженных на веса. Минимальное значение оценки — 1 балл, максимальное — 100 баллов. Для расчета были взяты обезличенные данные более 550 тыс. российских компаний и выделено 20 основных сфер бизнеса. Индекс рассчитывается как отдельно для микро-, малого и среднего бизнеса, так и в целом для каждой отдельной отрасли.

До этого исследователи сервиса «Прогноз спроса» компании Platforma и аналитики финансового маркетплейса «Сравни» провели в российских городах опрос среди 1 285 респондентов в возрасте старше 24 лет. Опрос показал, что основными технологическими решениями, внедренными малым и средним бизнесом в 2023 году, стали нейросети (39%), усовершенствованные системы кибербезопасности (35%) и облачные сервисы (20%).