Родителям может казаться, что они делают все неправильно, когда их ребенок бездельничает или занимается, на их взгляд, какой-то ерундой. Но это не так. Игры в одиночестве и скука весьма полезны для детского развития, а непрерывное обучение, наоборот, наносит вред.
Дэн О’Хара (Dan O’Hare), основатель Edpsy, онлайн-сообщества психологов в области образования, утверждает, что ребенку очень важно играть в одиночестве, пишет CNBC. Командная игра полезна для формирования и демонстрации социальных навыков, но игра наедине с собой не менее ценна, поскольку она развивает воображение.
Нормально, когда маленькие дети совместным играм предпочитают одиночные или просто сидя рядом с другим ребенком. Такие игры помогают развивать моторику, навыки ведения переговоров и решения конфликтов. Физические игры учат ребенка управлять телом и собственной силой, а также рисковать.
О’Хара ссылается на исследование 2019 года, проведенное Институтом образования Университетского колледжа Лондона (UCL Institute of Education). Оно показало, что у современных детей в возрасте 5–7 лет суммарный перерыв между уроками оказался на 45 минут меньше, чем был у школьников в 1995 году. Такие изменения могут нанести вред детскому развитию.
Родителям не нужно заполнять все время ребенка какими-то активностями. Время, когда ребенку нечего делать, полезно с точки зрения умения развлекать себя и находить занятия самостоятельно. Ученые связывают скуку с повышением креативности.
Исследование, опубликованное в 2013 году Университетом Центрального Ланкашира, Англия, показало, что скучная задача может подтолкнуть человека к более творческому решению. По словам О’Хары, часто родители чувствуют себя обязанными заполнять время ребенка чем-то полезным, но «саморегуляция» может быть полезной для развития определенных навыков.