Чтобы вакцина сработала, она должна заставить организм привитого вырабатывать антитела. При этом она должна действовать на подавляющее большинство людей без серьезных побочных эффектов и реакций. Новая вакцина против ВИЧ сталкивается с этими проблемами на ранних стадиях клинических испытаний, преуспевая в одном аспекте, но встречая некоторые препятствия в другом.
Тем не менее это серьезный прорыв в борьбе с ВИЧ. Ученые изменили формулу вакцины, чтобы повысить ее безопасность в будущих исследованиях, а их последние результаты показывают, что она способствует выработке антител у определенного числа людей.
Антитела (bnAbs), способные бороться с ВИЧ, были обнаружены у некоторых инфицированных пациентов в разгар эпидемии ВИЧ и СПИД в начале 1990-х годов. Такие антитела могут распознавать и нейтрализовать множество штаммов ВИЧ — генетически изменчивого вируса, который меняет свою внешнюю оболочку, чтобы ускользнуть от иммунного контроля.
Но вакцина, способная генерировать bnAbs у человека, не говоря уже о любой вакцине против ВИЧ, все еще не создана, несмотря на почти четыре десятилетия исследований. Естественные инфекции дают нам представление о том, как трудно заставить иммунную систему вырабатывать эти мощные антитела: bnAbs появляются только у 10–25% людей, живущих с ВИЧ, и на их развитие могут уйти годы.
Поэтому новость о том, что новая вакцина, прошедшая клиническое испытание, вызвала появление bnAbs у нескольких человек после двух доз, является многообещающей. «Было очень интересно увидеть, что с помощью этого препарата мы можем добиться появления нейтрализующих антител в течение нескольких недель», — говорит Уилтон Уильямс, иммунолог из Института вакцины человека Дьюка (DHVI), возглавлявший исследование.
Вакцина направлена на ВИЧ-1, наиболее распространенный из двух типов ВИЧ, и в первую очередь на часть его внешней оболочки, которая остается стабильной, даже когда вирус мутирует. Однако исследование было остановлено после того, как после получения третьей дозы у одного человека возникла тяжелая аллергическая реакция на один из компонентов вакцины — полиэтиленгликоль (ПЭГ), который использовался для стабилизации состава.
До того как исследование было остановлено, пять человек получили три из четырех запланированных доз, а еще 15 человек — только две. После этого вакцина была переформулирована без ПЭГ, так что теперь испытания могут быть возобновлены.
Тем временем Уильямс и его коллеги проанализировали имеющиеся данные и обнаружили, что вакцина вызывает сильный иммунный ответ уже после двух доз. Антитела также были обнаружены у двух из пяти человек, получивших три прививки до прекращения испытаний. Самые мощные из них нейтрализовали от 15% до 35% штаммов ВИЧ в экспериментах на клетках.
«Эта работа — важный шаг вперед, поскольку она показывает возможность индуцирования антител с помощью иммунизации, которые нейтрализуют самые сложные штаммы ВИЧ, — говорит иммунолог DHVI Бартон Хейнс. — Наши следующие шаги — индуцировать более мощные нейтрализующие антитела против других участков ВИЧ, чтобы предотвратить распространение вируса».
Однако пока экспериментальные вакцины терпят неудачу, другие методы лечения оказываются успешными. В декабре 2023 года исследование показало, что профилактическая терапия при постоянном применении снижает шансы людей заразиться ВИЧ на 86%.
Ранее стало известно о начале испытаний на людях первой в мире персонализированной вакцины против меланомы на основе мРНК. Эксперты высоко оценили ее «революционный» потенциал, позволяющий полностью излечить заболевание. Вакцины создаются индивидуально для каждого пациента и заставляют его организм бороться с раковыми клетками, чтобы предотвратить возвращение болезни.