Новости

Потребителей можно подтолкнуть к экологическому поведению с помощью безобидных уловок, показал эксперимент

Новое исследование, опубликованное в Frontiers in Communication, показало, что бизнес может подтолкнуть клиентов к более экологическому поведению. На решение покупателя отказаться от полиэтиленового пакета сотрудники магазина могут повлиять с помощью определённых инструментов, описанных в исследовании.

Участниками исследования стали туристы, отдыхающие на островах Гили в Индонезии, а местом проведения одного из экспериментов — продуктовый магазин. Респондентов разделили на группы в зависимости от характера сообщения: позитивное, негативное и нейтральное (контрольная группа).

Участников первый группы сотрудник на кассе спрашивал: «Вам нужен пакет?», а на информационном табло было написано «Вам действительно нужен пластиковый пакет? Откажитесь от него, и вы спасете океан!» Участникам второй группы молча складывали купленные товары в пакет, при этом на табло было написано «Вам действительно нужен пластиковый пакет? Откажитесь от него, иначе вы уничтожите океан!»

Покупатели не знали, что участвуют в эксперименте, исследователи опрашивали их уже на выходе из магазина. Учёных интересовали пол, возраст, место жительства, доходы, цель визита на остров, отношение к загрязнению океана пластиком, а также намерения и действия по охране природы во время отдыха. В эксперименте приняли участие 721 человек.

Из общей выборки 46,6% испытуемых активно отказывались от пакета. Больше всего таких людей было в первой группе (позитивной) — 58,06%, меньше всего — в контрольной (30,03%). Вероятность того, что человек возьмет пакет, возрастала с увеличением числа купленных товаров. Кроме того, чем больше денег люди тратили на жильё, тем с большей вероятностью они соглашались на пакет.

93% опрошенных признали проблему пластикового загрязнения, но менее 60% делают что-то для её решения. «Разрыв между знанием и действием существует потому, что гораздо легче думать определённым образом, чем постоянно вести себя таким образом. Поэтому небольшая подсказка может облегчить когнитивную нагрузку на наш мозг, когда мы находимся в сложной ситуации», — сказала доктор Кэтрин Нельсон, руководившая исследованием.

Когда взаимодействовать с покупателями невозможно (например на кассах самообслуживания), исследователи предлагают использовать визуальное сообщение в позитивной рамке для сокращения использования пакетов. Исследование показало, что любое вмешательство эффективнее, чем его отсутствие.

«Наше исследование подчеркивает, что вмешательство может привести людей к принятию лучших решений, просто привлекая их внимание к проблеме. Давая небольшую подсказку, мы можем уменьшить препятствия и облегчить экологическое поведение», — добавила доктор Нельсон.