Новости

ЕС принял решение ввести повышенные таможенные пошлины на китайские электромобили

Европейский союз продолжит введение повышенных ставок таможенных пошлин на электромобили китайского производства, даже после того как крупнейшая экономика блока Германия отклонила их, обнажив раскол в крупнейшем торговом споре с Пекином за последнее десятилетие. Предлагаемые пошлины в размере до 45% обойдутся автопроизводителям в миллиарды долларов дополнительных издержек на ввоз машин в страны блока и будут введены со следующего месяца сроком на пять лет.

Еврокомиссия, которая следит за торговой политикой ЕС, заявила о противодействии тому, что она назвала несправедливыми китайскими субсидиями. Такое решение было принято после расследования по борьбе с субсидиями, которое длилось год. Однако в ЕС также заявили, что переговоры с Пекином будут продолжены. Возможным компромиссом может стать установление минимальных розничных цен.

На решающем голосовании 10 членов ЕС поддержали введение пошлин, пять проголосовали против, а 12 воздержались. Чтобы заблокировать предложение, потребовалось бы квалифицированное большинство из 15 членов ЕС, представляющих 65% населения ЕС.

Крупнейшая экономика региона и основной производитель автомобилей, Германия, проголосовала против предложения. В ЕС заявили, что «необходимая поддержка» для одобрения тарифов получена. Однако переговоры с Пекином и поиски альтернативного решения будут продолжены.

Ной Баркин, старший советник Rhodium Group, сказал, что это большая победа для Комиссии несмотря на давление со стороны Германии и Китая и укрепление позиций Брюсселя на переговорах. «Риск заключается в том, что Пекин посчитает нужным ответить на введение пошлин. Это торпедирует шансы достичь решения путем переговоров», — сказал он.

Результаты голосования отражают разногласия по поводу торговых отношений ЕС с Китаем. Некоторые страны хотят занять твердую позицию в отношении чрезмерных государственных субсидий и помнят, что десять лет назад ЕС не смог ввести таможенные ограничения на китайские солнечные панели. В результате на сегодняшний день более 90% рынка приходится на долю Китая. Другие страны стремятся привлечь китайские инвестиции или опасаются торговой войны.

Акции европейских автопроизводителей Renault и Volkswagen выросли благодаря надежде, что новые пошлины помогут им конкурировать с китайскими компаниями на фоне падения спроса. Однако среди некоторых отечественных игроков выросли опасения, что эта мера вынудит китайские компании ускорить строительство производственных мощностей в регионе.

В этом году Пекин начал собственные проверки импортных поставок коньяка, молочных продуктов и свинины из ЕС, что уже было расценено как ответные меры. Европейские производители коньяка и свинины обеспокоены. «Французские власти бросили нас на произвол судьбы. Мы не понимаем, почему наш сектор приносится в жертву таким образом», — заявила французская ассоциация производителей коньяка.

Китайское правительство также обсуждало вопрос о повышении импортных пошлин на бензиновые автомобили с большим двигателем, что больше всего ударит по немецким производителям.

Министерство торговли Китая выразило решительное несогласие с введением повышенных пошлин, назвав их «несправедливыми, несоответствующими и необоснованными», нарушающими правила Всемирной торговой организации, хотя и не упомянуло о каких-либо ответных мерах.

Генеральный директор BMW Оливер Ципсе назвал голосование «фатальным сигналом для европейской автомобильной промышленности». Холдинг Geely выразил «глубокое разочарование» решением Комиссии. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что ЕС движется к «экономической холодной войне» с Китаем.

Однако, как заявила французская автомобильная ассоциация ,  хорошо, что члены ЕС поддержали пошлины. PFA добавила, что выступает за свободную торговлю, если только она справедлива. Компания Stellantis подчеркнула, что сектор находится под давлением амбициозных планов по сокращению выбросов углерода и «глобального коммерческого наступления Китая».

Для потребителей таможенные пошлины означают повышение цен на электромобили, что подрывает планы ЕС стать углеродно-нейтральным регионом к 2050 году. Transport & Environment заявила, что ЕС не должен откладывать достижение целей по сокращению выбросов CO2 к 2025 году, как того хотят некоторые автопроизводители, поскольку это приведет к стагнации производства электромобилей в ЕС.

«Если достижение целей по выбросам CO2 к 2025 году будет отложено и при этом бюджетные модели, импортируемые из Китая, станут недоступны, это приведет к худшему из возможных исходов», — говорится в сообщении организации.

За последние пять лет позиция ЕС по отношению к Пекину ужесточилась. Он рассматривает Китай как потенциального партнера в некоторых областях, но также как конкурента и системного соперника.

Комиссия утверждает, что Китай производит 3 млн электромобилей в год, что вдвое превышает объем рынка ЕС. Учитывая 100-процентные тарифы в США и Канаде, наиболее очевидным рынком сбыта для них является Европа.

В рамках продолжения переговоров с Китаем Комиссия может рассмотреть вопрос о ценовых обязательствах — минимальной цене импорта и, как правило, ограничении объема.

В качестве примера можно привести компанию Volvo, контрольный пакет акций которой принадлежит Geely. Она надеется избежать пошлин при импорте своих электромобилей китайского производства благодаря ценовому соглашению.

Ставки таможенных пошлин, одобренных ЕС, варьируются от 7,8% для Tesla до 35,3% для SAIC и других компаний. Эти тарифы вводятся в дополнение к стандартной 10-процентной пошлине на импорт автомобилей в ЕС.

Ранее стало известно, что Россия планирует фактически повысить пошлины на импортные автомобили с 2025 года, удвоив утилизационный сбор, который должны платить все автопроизводители, а также увеличить государственную поддержку автомобилей отечественного производства. Это следует из проекта опубликованного бюджета.