ФАС хочет зарегулировать онлайн-ретейл. Поправки коснутся Apple, Google и Alibaba
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала законопроект, который усиливает требования к онлайн-ретейлерам. Проект закона ужесточает наказания за работу ценовых алгоритмов, которые распространены в онлайн-ретейле. Поправки угрожают интересам Apple, Google, Microsoft, а также Uber и Alibaba. Об этом пишет газета «Коммерсант».
ФАС хочет ввести в российские законы понятие «сетевого эффекта», суть которого — в получении экономических преимуществ от числа пользователей торговой платформы, которые компания может получить, собирая или обрабатывая данные. Сетевой эффект может оказаться основанием признания доминирующего положения на рынке у владельца онлайн-платформы, даже если на нее приходится меньше 35% рынка.
Проект закона также описывает «ценовые алгоритмы» — программное обеспечение (ПО) для мониторинга, расчета и установления цен на товары, а также для совершения действий при участии в торгах. Ведомство хочет усилить ответственность для компаний, которые работают с таким ПО. А использование ценовых роботов станет обстоятельством, которые отягчают административную ответственность при злоупотреблении доминирующим положением.
Регулятор также предлагает разрешить себе требовать в суде запрещать оборот товаров компаний, которые не исполняют предписания, выданные ФАС при одобрении ходатайства на сделку. По словам начальника правового управления ФАС Артема Молчанова, поправки в законодательстве позволят защитить конкуренцию в условиях цифровизации экономических процессов.
По словам омбудсмена в сфере интеллектуальной собственности Анатолия Семенова, поправки ФАС угрожают интересам крупных интернет-компаний (например, Apple, Alibaba, Google, Microsoft и Uber). Антимонопольная служба хочет получить право контролировать зарубежные платформы-монополисты. Кроме того, ФАС хочет эффективнее контролировать ретейлеров и производителей, отметил партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин.