Новости

ФАС запретит торговым сетям устанавливать завышенные цены на продукты. Стоимость не должна расти больше чем на 30%

Стало известно о новом законопроекте, внесенном Федеральной антимонопольной службой (ФАС), который запретит сетям устанавливать завышенные цены на продукты. Это значит, что стоимость товаров не должна расти более чем на 30% в течение 60 дней без объективных причин. Закон должен вступить в силу до конца 2024 года.

Нарушитель сначала получит предписание. Если это не поможет, будет возбуждено дело. Однако эксперты опасаются, что бизнес может пострадать от такого нововведения, так как к ответственности могут привлечь без дополнительных объяснений.

Новый инструмент стабилизации стоимости продуктов (поправки в ФЗ «О защите конкуренции») разработан по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова. Речь идет о двух факторах: резкий рост стоимости товаров (до 30% на протяжении не более чем 60 дней) и отсутствие экономических оснований такого роста. При этом ФАС будет принимать решение на основе данных от Минэкономразвития.

Такими легальными причинами может быть существенное колебание спроса и предложения, повышение тарифов, цен на сырье и комплектующие, сезонность и другое. Перечень товаров, подлежащих регулированию, установит правительство. Вероятно, в него войдут социально значимые продукты, такие как хлеб, яйца, мясо, молоко, чай и другие.

В пояснительной записке к проекту говорится о том, что причиной роста цен на товары зачастую является поведение участников рынка, ведущих спекулятивную политику. Однако там отказались сообщить, в каком периоде было зафиксировано такое значительное повышение цен.

Несмотря на то что в 2023 году в России значительно подорожали яйца и куриное мясо, рост цен составил менее 30%. По данным Росстата, стоимость яиц выросла на 23,8% относительно октября 2022 года, мясо птицы подорожало на 22%, охлажденное и замороженное куриное мясо стало дороже на 26,8%. Такой рост объясняется подорожанием материально-технических ресурсов, ростом стоимости транспортировки и топлива. Кроме того, выросли затраты на обслуживание оборудования и транспорта, а также логистику.

При выявлении признаков правонарушения, ФАС выдаст предупреждение, но его игнорирование повлечет за собой возбуждение дела. Законопроект также предусматривает штрафы. Так, юридические лица заплатят до 0,03% суммы выручки от реализации товара (но не менее 50 тыс. рублей).

На сегодняшний день существует два инструмента регулирования цен: при резком повышении (на 10%) цены на какой-то товар, правительство может вмешаться и определить предельно допустимую стоимость на товар,а также добровольное обязательство ритейлеров по ограничению наценки на социально значимые продукты в 5%.

Эксперты утверждают, что краеугольным камнем нового закона является легализация понятия «экономически необоснованная цена». Здесь речь идет, в первую очередь, о товарах массового спроса. По сути, это означает существенное расширение возможностей по вмешательству регуляторов в ценообразование по всей товаропроводящей цепочке. Таким образом государство получит еще один инструмент контроля участников рынка. Это, вероятно, коснется, в первую очередь, ритейлеров.

Станислав Богданов, вице-президент, директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group заявил, что резкое повышение цен не характерно для современного ритейла. Торговые сети постепенно транслируют рост закупочных цен на полку, растягивают его на больший период, чтобы сохранять потребительский спрос.

Представитель другой продуктовой сети отметил, что пока неясно, как в принципе, регуляторы намерены реализовать новые нормы на практике. Минэкономразвития проводит анализ розничных цен на основе данных Росстата, которые отражают динамику по рынку в целом, а не по отдельным торговым сетям или магазинам.

Эксперты отмечают, что при введении этого законопроекта возникает значительный риск безосновательного привлечения к ответственности, потому что критерии правонарушения размыты. У контролирующего органа нет необходимости доказывать наличие сговора, картеля, превышения доли рынка или монополии. Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов отметил, что в ритейле скидки в 30–40% не редкость, а значит можно привлечь предприятие, приложив накладные одного юридического лица на аналогичный товар со скидкой и без.

Inc. уже рассказывал, как завышенные цены сыграли значительную роль в росте инфляции 2022 года в США и Великобритании. Согласно исследованию, проведенному IPPR (Институт исследований государственной политики) совместно с аналитическими центрами Великобритании, необоснованно завышенные цены сыграли значительную роль в росте инфляции 2022 года. Эксперты призывают мировое сообщество повысить налоги для корпораций, получивших сверхприбыль.