Лаура Мэй Мартин обучала самых талантливых инженеров и руководителей мира. Она является исполнительным советником Google по вопросам продуктивности. Ее работа заключается в том, чтобы помогать сотрудникам и руководителям высшего звена технологического гиганта успевать больше и при этом не сгорать.
По ее словам, когда речь заходит о продуктивности, самая распространенная проблема заключается в том, что люди пытаются взять на себя слишком много работы. Мартин говорит, что продуктивные люди обладают одним навыком, который и дает им конкурентное преимущество. Они устанавливают четкие, конкретные приоритеты вместо расплывчатых, неопределенных целей.
Добивайтесь большего, составляя список приоритетов из трех пунктов. Цели могут казаться абстрактными и «далекими», в то время как приоритетные задачи более конкретны, говорит Мартин, поэтому их легче решать.
Мартин считает, что цель может заключаться в том, чтобы получить повышение на руководящую должность в течение следующего года, а приоритетом может быть развитие лидерских качеств путем добровольного участия в командном проекте в этом квартале.
В этом случае приоритетная задача — это немедленное, стратегическое действие, которое вы предпринимаете для достижения долгосрочной цели. Мартин советует выбрать три таких задачи, на которых можно сосредоточиться одновременно, поскольку «очень немногие могут одновременно заниматься десятью задачами».
Когда вы определитесь с приоритетами, разместите их где-нибудь на видном месте. Напишите их на листочке и приклейте на ноутбук или добавьте напоминание в календарь, чтобы быть последовательным в их выполнении. Мартин также советует сообщать о трех главных приоритетах своим коллегам и руководителю, чтобы избежать путаницы и конфликтов.
Конечно, могут возникнуть и другие, более мелкие задачи, например, навести порядок в почтовом ящике или запланировать встречу. Мартин советует представлять себе задачи как камни, гальку и песок в банке.
Проще сначала положить в банку крупные камни (большие приоритеты) и позволить другим мелким вещам заполнить пространство вокруг них, а не пытаться добавить большие камни в банку, которая уже доверху заполнена песком (более мелкими задачами и отвлекающими факторами).
Когда появляется что-то «срочное», спросите себя, соответствуют ли эти задачи вашим приоритетам и могут ли они принести пользу вашей карьере в долгосрочной перспективе, прежде чем отвлекаться на их выполнение.
В некоторых случаях, например, при срочном запросе от клиента или получении задания от руководства, вам придется сместить фокус. Но в других случаях отказ от ненужной встречи или вежливый отказ помочь коллеге в выполнении задания поможет вам сохранить концентрацию.
По словам Мартин, расставить приоритеты — значит научиться чаще говорить «нет». Существует тонкая грань между отстаиванием своих границ и поддержанием позитивных отношений с коллегами. Иногда нужно быть командным игроком. В других случаях у вас просто слишком много дел, или задача просто не совпадает с вашими интересами или приоритетами.
«Мне было очень трудно говорить “нет”, потому что я хотела сохранить социальный капитал, — говорит Мартин. — Но перевыполнять обязательства еще хуже, чем недовыполнять их».
Лучший способ сказать «нет» — назвать конкретную причину, по которой вы не можете сделать то, о чем вас просят, или начать с того, что сказать просителю, что подумаете об этом. Например: «Я рад был услышать о вашем новом проекте и дам знать, какой уровень обязательств я могу на себя взять, учитывая мои текущие приоритеты».
Другой вариант: «Я вижу, что Эми из моей команды уже присутствует на этой встрече, и у нее больше информации по этому вопросу, поэтому я не буду присутствовать».
«Ваши коллеги должны чувствовать поддержку и уважение», — говорит Мартин. Но также важно защищать свои приоритеты, добавляет она, потому что «время — это ограниченный ресурс».
По данным Gallup, гибридная форма работы является наиболее распространенной для удаленных сотрудников, а также наиболее предпочтительной. Хотя, согласно некоторым исследованиям, полностью удаленная работа сопряжена с определенным риском для производительности, а полностью очная работа может быть лишена столь желанной гибкости. Гибридный формат, похоже, представляет собой золотую середину.