Новости

Google заключила сделку с Калифорнией на $250 млн для поддержки журналистики

Компания Google заключила сделку со штатом Калифорния на сумму $250 млн для поддержки калифорнийских новостных редакций, сообщает TechCrunch. Несмотря на то что сделка предлагает необходимые денежные вложения для отрасли, которая в этом году столкнулась с увольнениями, некоторые критикуют ее как полумеру — и как отступление от правил.

Согласившись на эту сделку, Google предотвращает принятие законопроектов, которые заставили бы ее и другие технологические компании платить поставщикам новостей, когда они размещают рекламу рядом с новостным контентом на своих платформах. Гильдия СМИ Запада (MGW), местное отделение профсоюза журналистов NewsGuild-CWA, осудила эту сделку в своем сообщении на сайте X, назвав ее вымогательством.

«После двух лет агитации за принятие жестких антимонопольных мер, чтобы начать обращать вспять упадок местных редакций, мы остались почти без слов, — говорится в заявлении MGW. — Издатели, которые утверждают, что представляют нашу отрасль, признают минимальные финансовые обязательства перед Google, чтобы вернуть богатство, которое эта монополия украла у редакций».

В прошлом году член Ассамблеи Калифорнии Баффи Викс представил законопроект AB 886, который обязывал определенные платформы выплачивать издателям процент от их рекламных доходов в обмен на размещение ссылок на статьи этих издателей. Сенатор Стив Глейзер представил второй законопроект, SB 1327, который взимал бы налог в размере 7,25% с доходов от рекламы для создания налогового кредита для редакций.

Сделка с Google на $250 млн оставила оба предложения без внимания. Вместо введения структуры сборов сделка предусматривает привлечение средств от Google, налогоплательщиков и, возможно, других частных источников для создания двух программ: «Фонда трансформации новостей» и «Национального ускорителя инноваций ИИ». Фонд трансформации новостей, управляемый Высшей школой журналистики Калифорнийского университета в Беркли, будет поддерживать редакции новостей (за исключением вещательных компаний), расположенные в Калифорнии.

Взносы налогоплательщиков составят $70 млн, а Google пообещал выделить не менее $55 млн, что в общей сложности составит $125 млн, причем средства будут распределяться между новостными организациями в зависимости от количества работающих в них репортеров. Средства будут распределяться в течение пяти лет.

Также 12% или более средств фонда News Transformation Fund будут направлены «местным» издателям и изданиям, ориентированным на недопредставленные группы населения, сообщает The New York Times.

Google внесет в фонд News Transformation Fund $15 млн в первый год и как минимум $10 млн в каждый из последующих лет. Налогоплательщики Калифорнии предоставят $30 млн в первый год и по $10 млн в каждый из следующих четырех. У Национального ускорителя инноваций ИИ другая, более технологичная миссия. Получив от Google $62,5 млн на пять лет, он предоставит организациям из разных отраслей и сообществ финансирование для экспериментов с ИИ, чтобы помочь им в работе, отмечается в пресс-релизе.

«Средства будут управляться в сотрудничестве с частной некоммерческой организацией, — говорится в пресс-релизе. — И предоставят финансовые ресурсы и другую поддержку организациям, занимающимся журналистикой, охраной окружающей среды, расовым равноправием, и т. д.». Финансовые обязательства Google составляют $117,5 млн, а не $250 млн, указанные в релизе. Остальные $132,5 млн — это пополнение существующих программ компании по поддержке журналистики, Google News Initiative и партнерства в рамках Google News Showcase, сообщает Google.

Инициативы, которые должны заработать в 2025 году, вызвали одобрение со стороны губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома и Калифорнийской ассоциации издателей новостей (CNPA), некоммерческой торговой ассоциации, представляющей калифорнийские газеты.

«Это соглашение не только обеспечивает финансирование для поддержки сотен новых журналистов, но и помогает восстановить крепкий и динамичный корпус калифорнийской прессы на годы вперед, укрепляя жизненно важную роль журналистики в нашей демократии», — говорится в заявлении Ньюсома. CNPA назвала соглашение первым шагом к тому, что, как они надеются, станет «всеобъемлющей» программой для поддержания местных новостей в долгосрочной перспективе. Другие скептически отнеслись к этому.

Временный председатель Сената Майк Макгуайр поставил под сомнение законодательную поддержку доли Калифорнии в сделке. А сенатор Глейзер назвал ее «совершенно неадекватной», отметив, что Google — единственная технологическая компания, участвующая в проекте. (OpenAI предоставляет технологию, но не деньги).

«В этом объявлении отсутствует какая-либо поддержка журналистики со стороны Meta* (запрещена на территории РФ) и Amazon, — сказал Глейзер в своем заявлении. — Эти платформы завладели интимными данными жителей Калифорнии, не заплатив за это. Использование ими данных в рекламе — это тот вред для новостных изданий, который должно смягчить это соглашение».

Глейзер также считает, что Google платит меньше своей справедливой доли, — и по крайней мере одно исследование подтверждает его доводы. По оценкам исследователей из Колумбийского университета, Хьюстонского университета и консалтинговой компании Brattle Group, Google должен американским издателям 50% стоимости, которую приносят их платформам новости, что, по их мнению, составляет от $10 млрд до $12 млрд ежегодного распределения доходов. По данным Fast Company, в этом году отрасль может сократить 10 тыс. рабочих мест. Это будет лучше, чем в прошлом году, когда были ликвидированы более 21,4 тыс. журналистских рабочих мест.

Согласно отчету Северо-Западной школы журналистики Medill за 2023 год, с 2005 года штат потерял треть издателей и 68% журналистов. Los Angeles Times, ежедневная газета Калифорнии (и США), в январе сократила более 20% своего новостного отдела — это одно из крупнейших сокращений за всю 142-летнюю историю газеты.

На это повлияло множество факторов, начиная от медленно растущих рекламных бюджетов и заканчивая инфляцией, которая негативно сказывается на росте подписки. Не помогли найти устойчивую бизнес-модель и большие технологии, чьи изменения алгоритмов поиска и подачи информации, а также обзоры, созданные ИИ, привели к сокращению трафика издателей. Эксперты утверждают, что технологии также приучили людей ожидать бесплатного контента — почти половина американцев получает новости из социальных сетей — и захватывают все большую долю рекламных долларов за счет издателей.

Около 60% мировых рекламных расходов сегодня направляются в крупные технологические компании, включая Google и Meta*; согласно одному из исследований, вещательные компании ежегодно теряют около $2 млрд рекламных доходов из-за платформ Google и Meta*. Исторически сложилось так, что технологические компании ведут жесткую игру, когда сталкиваются с попытками финансировать журналистику за счет сборов, взимаемых с их платформ.

В ответ на законопроект Викса компания Google заявила, что рассматривает возможность временного блокирования новостных сайтов в результатах поиска некоторых калифорнийских пользователей. За рубежом компания боролась с законопроектами в Австралии и Канаде, которые заставили бы ее выплачивать компенсации издателям.

В 2021 году компания пригрозила покинуть Австралию, если предложенный правительством закон будет принят. После того как во Франции был принят закон ЕС, предоставляющий издателям право взимать плату за агрегацию их контента, Google заявила, что удалит сниппеты из Google Search. А в Испании, где в 2014 году был принят аналогичный закон, Google вообще закрыла Google News.

С тех пор Google договорился с издателями в этих странах через вышеупомянутую Google News Showcase — программу, запущенную в 2020 году, которая платит избранным изданиям на собственных условиях Google. По последним подсчетам, в программе Google участвовали около 180 изданий; компания утверждает, что с 2020 года она выделила журналистике более $1 млрд.

Ранее Министерство юстиции США рассматривало вариант разделения Google после того, как компанию обвинили в незаконной монополизации рынка в онлайн-поиске, сообщает Bloomberg News. Если Минюст реализует свой план, то компании придется делиться большим объемом данных с конкурентами, чтобы избежать несправедливого преимущества по продуктам в области искусственного интеллекта.