Когда дело касается пищевых привычек, может оказаться, что образ, старательно созданный в соцсетях, не имеет ничего общего с реальной жизнью. Это доказали исследователи из Университета Джорджа Мейсона. Они обнаружили, что пользователи соцсетей предпочитают чаще публично делиться рецептами здоровой пищи, но в итоге все равно охотнее готовят и едят нездоровые блюда с высоким содержанием жира и сахара.
Исследование опубликовано в Journal of Medical Internet Research, ведущем журнале по цифровой медицине и исследованиям в области здравоохранения. Его автором выступил Хонг Сюэ и его коллеги из Университета Джорджа Мейсона.
В ходе работы они проанализировали несколько сотен пользователей Pinterest и инфлюенсеров и обнаружили, что люди чаще закрепляют и публично делятся постами с рецептами здоровой пищи, например блюдами с нежирной рыбой и большим количеством овощей.
Но когда дело доходит до реального потребления, они охотнее приготовят нездоровые блюда ― более калорийную пищу с высоким содержанием сахара и жира. На это указало количество собственных фотографий и видео блюд, которые делали и публиковали пользователи. Их оказалось больше.
В целом по итогам анализа ученые сделали несколько выводов.
- Популярность (репост, количество лайков) рецепта росла по мере того, как в нем увеличивалось количество овощей и морепродуктов.
- Однако реальная вовлеченность (комментирование, обмен фотографиями готовых блюд) увеличивалась по мере увеличения количества жира, сахара и общего количества калорий в рецепте.
- Анализ комментариев к публикациям с рецептами показал, что пользователи с большей вероятностью комментировали вкус рецепта. Гораздо реже они обращали внимание на уровень сложности рецепта или его полезность (на это обращали внимание менее 3% комментаторов).
Хонг Сюэ,
автор исследования
«Пользователи с большей вероятностью будут публично делиться рецептами, за которые общество вознаградит их лайками и репостами. Они придерживаются элитных норм, установленных знаменитостями и инфлюенсерами, которые пропагандируют более здоровую, низкокалорийную пищу. Но в реальности мы видим совсем другую картину. Сами они публикуют и комментируют фотографии менее полезных готовых блюд».
По словам Сюэ, такой разрыв между популярностью и реальной вовлеченностью показывает, что пользователи не готовы «сделать реальный шаг от простого интереса к действию».
Это важно учитывать авторам любой инициативы, которая сосредоточена на пропаганде здорового питания, отмечает исследователь.
Pinterest использует около 18% взрослого населения США, а обмен рецептами является одной из самых популярных сфер интересов на платформе. По словам исследователей, социальные сети предоставляют «беспрецедентную возможность укрепить привычки здорового питания». Однако для этого инфлюенсерам следует использовать другие, более рабочие стратегии.
«В социальных сетях существуют огромные возможности для влияния на здоровое поведение. И мы только начинаем понимать их потенциал и подводные камни», ― говорит Сюэ.
По его словам, чтобы изменить восприятие, эксперты в области здравоохранения и общественного питания должны ассоциировать здоровую пищу с лакомством, а не упирать на ее полезность.