Новости

Производители стали скрывать уменьшение молока в упаковке надписью «1 кг»

Российские производители молочной продукции указывают на упаковках «1 кг» вместо «1 л», скрывая таким образом уменьшившийся в ней объем продукта. Эксперты считают, что маркетологи играют на незнании физики россиянами.

Что случилось

Российские производители молочной продукции начали скрывать уменьшение продукта в пакете надписью «1 кг», сообщает РБК со ссылкой на данные сервиса «Продажи.рф». Один килограмм молока из-за высокой плотности занимает около 970 мл — в таком случае экономится около 3% продукта.

«Продажи.рф» изучил данные продаж одного и того же набора магазинов за 2021 и 2022 годы, взятые из чеков и открытых источников. В результате выяснилось, что производители на пакете стали чаще указывать вес продукта, а не его объем. Тренд усилился в 2022 году.

Контекст

По данным Росстата, цены на сырое молоко в 2022 году ощутимо выросли: так, средняя цена реализации у сельхозпроизводителей выросла на 20,1% относительно уровня 2021 года (с 27,5 до 33 руб. за 1 кг). По данным «Продажи.РФ», в 2022 году продажи молока в натуральном выражении снизились на 8%, а в денежном — увеличились на 12%.

Ранее в феврале основатель «АгриВолги» Сергей Бачин предупредил, что в случае санкций на молочные закваски в России не будет сметаны, так как ее выпуск тотально зависим от импорта. По словам Бачина, в России нет предприятий по производству заквасок.

В середине января производители йогуртов и десертов сообщили, что дефицит используемых как загустители пищевых модифицированных крахмалов, поставлявшихся из Европы, может привести к сокращению производства. Выпуск йогуртов и десертов в России за первые три квартала 2022 года уже сократился на 16% из-за нехватки ингредиентов и падения спроса.

Почему это важно

Аналитики «Продажи.рф» считают, что производители молока таким образом пытаются замаскировать шринкфляцию (от англ. shrinkflation — снижение объема или веса товара в упаковке).

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин отметил, что традиционно жидкие товары в России продавались с маркировкой объема. Сотрудник одной из крупных торговых сетей сказал, что надписи «1 кг» вместо «1 л» на пакетах молока начали появляться несколько лет назад.

По мнению Янина, маркетологи играют на «уровне знаний физики россиянами» и вводят покупателей в заблуждение, поскольку большинство из них не догадываются, что килограмм молока тяжелее литра. Эту проблему можно было бы решить указанием стоимости на ценниках в пересчете на килограмм или литр в зависимости от вида продукции, предложил эксперт.

Мнение

Гендиректор Национального союза производителей молока Артем Белов заявил, что массового перехода к такой практике на рынке молочной продукции не наблюдается. Ассоциация с цифрой 1 позволяет покупателю не замечать разницу в массе, добавил Белов.

В «Союзмолоке» пояснили, что на стоимости молока «отыгрывается» рост себестоимости его производства на протяжении нескольких лет. В 2022 году показатель вырос, по предварительным данным, на 7–8% относительно 2021-го.