Пассивно-агрессивное поведение типично для людей, которым трудно справляться с конфликтными ситуациями. Джон Боу, тренер по речи, журналист и автор книги «Мне есть что сказать: овладение искусством публичных выступлений в эпоху разобщенности» рассказал: «Я обнаружил, что лучший способ справиться с пассивной агрессией — это мягко нейтрализовать ее противоположными действиями: действовать быстро и общаться прямо и открыто».
Для этого нужна храбрость, но с практикой ваш страх перед конфронтацией исчезнет. Вот что эксперт советует делать, когда вы встречаетесь с пассивно-агрессивным поведением.
Подойдите к человеку в приватной обстановке, где вы оба будете чувствовать себя комфортно. Обратите внимание на язык тела и тон голоса. Если вы чувствуете скованность, постарайтесь расслабиться. Покажите, что вы искренне обеспокоены и спросите: «Скажите, что вас беспокоит?»
Этот вопрос часто мгновенно решает проблему. Если человек расскажет вам, из-за чего он был расстроен, вы, вероятно, возобновите нормальное общение. Может быть, это всего лишь недоразумение, а возможно, это более глубокая проблема, на решение которой потребуется некоторое время. В любом случае очень важно, чтобы после того, как вы задали вопрос, вы замолчали и начали слушать.
Когда ваш коллега ответит, сделайте паузу. Возможно, сказанное покажется вам бессмыслицей или неправдой. Но не отвечайте, пока не поразмыслите о его словах. Если оппонент расстроен по причине, которая требует извинений, ведите себя дипломатично. Не стоит оправдываться или пытаться отстоять свое мнение. Сосредоточьтесь на том, что вы сделали неправильно, и ни на чем другом. Не думайте, что ваше сожаление очевидно, но извиняйтесь, только если вам действительно жаль.
Пример плохого извинения: «Боже мой, я понятия не имел. Почему ты не сказал мне об этом раньше?»
Хороший пример извинения: «Извини, мне это даже в голову не приходило. Ты прав. Я постараюсь больше так не делать».
Самое главное — не поддавайтесь искушению спорить. Цель не доказать свою правоту, а восстановить безопасное пространство для общения.
Не извиняйтесь, если вам кажется, что вы не должны этого делать. Но проявите уважение за то, что человек согласился на диалог. Поблагодарите за ответ, дайте знать, что подумаете над этим, и скажите о том, что цените ваши отношения.
В конце концов, вы можете контролировать только свое собственное поведение. Что делать, если вы задаете вопрос, а получаете только пожатие плечами и «О, все в порядке»? Так бывает. Если ваш коллега боится конфликта или не хочет бороться со своим гневом, по крайней мере вы дали понять, что готовы к диалогу. А ему будет сложнее притворяться, что ничего не происходит.
Что касается отношений с родными, то эксперты выделяют четыре различных типа коммуникации внутри семьи в зависимости от того, насколько ее члены склонны обсуждать серьезные темы и насколько они толерантны к различиям между собой, и советуют, как избежать типичных для них конфликтов.