Новости

ИИ обнаружил скрытые изображения в картине Рафаэля. Оказалось, что картина ему не принадлежит

Искусственный интеллект можно обучить видеть детали на изображениях, которые ускользают от человеческого глаза. Недавно нейронная сеть ИИ определила нечто необычное в лице на картине Рафаэля: на самом деле оно не было написано Рафаэлем. Лицо, о котором идет речь, принадлежит святому Иосифу, изображенному в левом верхнем углу картины, известной как «Мадонна делла Роза».

Ученые долгое время спорили, является ли эта картина оригиналом Рафаэля. Хотя для того, чтобы сделать вывод о происхождении произведения искусства, требуются разнообразные доказательства, новый метод анализа, основанный на алгоритме ИИ, встал на сторону тех, кто считает, что по крайней мере некоторые мазки принадлежат руке другого художника.

Исследователи из Великобритании и США разработали собственный алгоритм анализа на основе работ, которые являются результатом работы кисти итальянского мастера. Одно из лиц на картине не похоже на другие.

«Используя глубокий анализ характеристик, мы использовали фотографии подлинных картин Рафаэля, чтобы обучить компьютер распознавать его стиль до мельчайших подробностей: мазки, цветовую палитру, штриховку и другие аспекты работы, — пояснил математик и компьютерный ученый Хасан Угайл из Брэдфордского университета. — Компьютер видит гораздо глубже, чем человеческий глаз, вплоть до микроскопического уровня».

Процессы машинного обучения обычно необходимо тренировать на огромном количестве примеров, что не всегда доступно, когда речь идет о творчестве одного художника. В данном случае команда модифицировала предварительно обученную систему, разработанную компанией Microscoft под названием ResNet50, в сочетании с традиционным методом машинного обучения под названием Support Vector Machine.

Ранее этот метод показал 98% точность при идентификации картин Рафаэля. Обычно он обучается на целых картинах, но в данном случае команда попросила его рассмотреть отдельные лица: если Мадонна, Младенец и Святой Иоанн были созданы рукой Рафаэля, то со Святым Иосифом дело обстоит иначе.

Исследователи отмечают, что в предыдущих спорах о подлинности картины лицо святого Иосифа считалось менее проработанным, чем остальные. «Когда мы проверили картину в целом, результаты не были убедительными, — говорит Угайл. — Тогда мы проверили отдельные части: лицо Джозефа, скорее всего, не было написано Рафаэлем».

Джулио Романо, один из учеников Рафаэля, мог быть ответственен за четвертое лицо на картине, но эта информация не подтверждена. Это еще один пример того, как современные технологии раскрывают секреты классических картин — на этот раз с помощью искусственного интеллекта.Мадонна делла Роза была написана на холсте в 1518-1520 годах, считают эксперты. В середине 1800-х годов искусствоведы начали подозревать, что Рафаэль мог написать не все полотно.

Теперь эти подозрения почти наверняка подтвердились, хотя команда исследователей подчеркивает, что ИИ будет лишь помогать экспертам в области искусства в будущем, но не заменять их. Речь не идет о том, чтобы ИИ занял рабочие места людей, процесс установления подлинности произведения искусства включает в себя изучение многих аспектов: происхождение, пигменты, состояние работы и так далее. Однако подобное программное обеспечение может быть использовано в качестве одного из инструментов, помогающих в этом процессе.

В последний год для художников проблема защиты своих работ от использования для обучения моделей ИИ без их согласия стала одной из первостепенных. Большинство из них рассчитывает получать заказы и другие возможности для заработка в социальных сетях и на собственных сайтах, так что отгородиться от внешнего мира им не представляется возможным. Команда ученых Чикагского университета (США) разработала инструмент, получивший название Nightshade, который «отравляет» данные изображений, делая их непригодными для обучения нейросетей. Рассказали подробнее о проекте и проблемах художников.