Илон Маск разместил на принадлежащей ему платформе X заявление. Он утверждает, что люди смогут высадиться на Марсе в течение ближайших четырех лет, а через 20 лет жить там в городе, полностью автономном. Это кажется хвастовством даже для самого богатого человека в мире, который изменил логистику и стоимость космических полетов на околоземную орбиту с помощью своей многоразовой ракеты Falcon.
Американское государственное космическое агентство НАСА, которое сотрудничает со SpaceX в области знаний и технологий для доставки астронавтов на красную планету, назвало планы по высадке первого экипажа к 2040 году «дерзкими». Миллиардер не в первый раз выступает с подобными инициативами. В 2016 году он заявил, что первые полеты с экипажем на Марс могут состояться в течение шести лет, хотя тяжелая ракета для их полета все еще находится на стадии разработки.
Многие могут расценить последнее заявление Маска как очередную браваду. Но даже после его слов, что с помощью собственной спермы он хочет основать внеземную цивилизацию, которая будет передвигаться по марсианской поверхности на Cybertruck от Tesla, некоторые аналитики считают, что это возможно.
Если поселение на Марсе численностью 1 млн человек через два десятилетия — цель невыполнимая, то перспектива регулярных полетов с Земли на ракетах нового поколения Starship компании SpaceX с грузами и первыми исследователями абсолютно достижима, считают они.
И хотя личное состояние Маска, оцениваемое в $250 млрд, не может даже приблизиться к стоимости самого дорогого и масштабного проекта в истории космических полетов — программы НАСА «Аполлон», которая отправила человека на Луну в 1969 году, — более $280 млрд, потенциальные инвесторы как из государственного, так и из частного сектора в восторге от таких перспектив. По мнению экспертов, твит Маска ускорил обсуждение ближайших амбиций SpaceX и долгосрочных перспектив самого человечества.
«Именно сейчас нужно устанавливать агрессивные сроки для полета на Марс. Отчасти чтобы показать, что SpaceX не сбавляет обороты, не почивает на лаврах, не превращается в доминирующего игрока в космосе, а остается инновационным стартапом, который пробивает себе дорогу», — говорит Мэтью Вайнциерл, профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса, специализирующийся на экономике космоса.
По его мнению, SpaceX действительно хороша в двух вещах. «Первая — это использование рыночных сил для достижения целей, которые ранее считались недостижимыми, а вторая — превращение этих целей в коммерческий успех», — добавил эксперт. Вайнциерл считает, что именно в этом и заключается суть марсианской миссии — «в привлечении талантов, страсти, капитала и упорного труда людей, связанных со SpaceX».
Он также отметил, что доходы от других коммерческих космических проектов Маска, в частности, спутниковой интернет-системы Starlink и родственной ей сети военного назначения Starshield, играют центральную роль в финансировании его целей. Но подобно многоразовым ракетам Falcon и капсулам Dragon, которые сделали недорогую доставку астронавтов на Международную космическую станцию почти рутиной, технологии SpaceX по обновлению и повторному использованию космических аппаратов могут пригодиться и для марсианской миссии.
«SpaceX — частная компания, но когда они говорят о стоимости полета Starship, цифры поразительно низкие, в десятки миллионов или даже $10 млн за полет», — говорит Вайнциерль. Скорее всего, считает он, компания надеется самостоятельно финансировать миссию за счет доходов от направлений бизнеса, которые они будут пытаться усилить за счет дополнительного финансирования со стороны своих многочисленных инвесторов, а также, возможно, за счет государственного финансирования.
«Но поселение миллиона людей на Марсе — это уже совсем другой вопрос», — говорит эксперт. Решение практических и технических проблем такого предприятия — еще одно препятствие, учитывая, что Starship совершил всего четыре испытательных полета, первые два из которых закончились взрывами. Запланированный пятый экспериментальный полет был отложен по меньшей мере до ноября из-за экологических проблем.
Кроме того, для заправки Starship на орбите потребуется еще не разработанный космический корабль-заправщик, чтобы он мог доставить 100-тонную полезную нагрузку или экипаж из 100 человек в шестимесячное путешествие на Марс.
«Мы говорим о значительном времени, необходимом для разработки. Хотя и не исключено, что все это можно будет подготовить к запуску за два года, но это все же немного чересчур», — говорит Роберт Зубрин, президент Марсианского общества и автор книги «Новый мир на Марсе: Что мы можем создать на Красной планете».
По его мнению, 2028 год — вполне реалистичный срок. «Однако речь идет о путешествии на Марс в один конец, но мы же не хотим отправлять туда людей, пока там не появятся теплицы, поселения и все остальное, место для жизни», — добавил он.
«Это один из вопросов, которые у меня вызывает заявление Маска, — говорит эксперт. — Он создает транспортную систему, но над системой производства, скажем, метана, кислорода на Марсе в больших масштабах он не работает».
Зубрин разделяет уверенность Вайнциерля в том, что SpaceX, скорее всего, в конечном итоге осуществит большую часть задуманного Маском в отношении Марса, но не в те сроки, которые он называет. «Маск часто преувеличивает, говоря о том, что он собирается сделать и когда он это сделает, но тем не менее он делает и уже сделал очень многое», — сказал он.
Вайнциерль, считает, что SpaceX выросла как компания настолько, что если бы Маск прекратил руководить ею, то это не имело бы значения. «Компания обладает просто невероятной способностью привлекать специалистов, и это говорит о культуре, которую они очень четко выстроили и поддерживают и которая во многом, по крайней мере на начальном этапе, является заслугой Илона Маска. Без сомнения, он является уникальной силой в компании и в обществе», — сказал он.
«На данный момент мне кажется, что эта культура прижилась в компании настолько, что она не зависит от него так сильно, как нам кажется. Мы бы не хотели, чтобы она зависела от какого-то одного человека, и мне кажется, что это не так», — заявил эксперт.
Ранее компания SpaceX отправила в орбитальную экспедицию экипаж, полностью состоящий из гражданских лиц, которые впервые в истории освоения космоса вышли в открытый космос. Миссия Polaris Dawn, организованная предпринимателем-миллиардером Джаредом Айзекманом, стартовала из Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде. SpaceX вела онлайн-трансляцию запуска.