За первые пять месяцев 2023 года импорт новых автомобилей в Россию вырос в 4,8 раза по сравнению с январем — маем докризисного 2021-го. При этом ввоз автомобилей из Китая вырос в пять раз. Импорт китайских машин составил 70,5% доли всего импорта.
Ввоз легковых автомобилей в Россию из Китая с начала 2023 года вырос в 5,2 раза по сравнению с 2021 годом, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные «Автостата» и ФТС. Количество импортированных машин составило 171,5 тыс.
По данным «Автостата», год к году импорт вырос в 2,7 раза, поставки машин из Китая составили 70,5% доли импорта. В апреле по сравнению с мартом импорт сократился на 9,1% (до 33,8 тыс. автомобилей). В мае, напротив, вырос по сравнению с апрелем на 51,1% (до 51,2 тыс. автомобилей). По словам дилеров, на изменения повлиял валютный курс.
Доля европейских марок сократилась с 20% до 5%, корейских — с 25% до 8%, японских — с 12% до 6%. Официально иностранные автоконцерны не поставляют в Россию машины из ЕС, Кореи и Японии. В результате в России сформировался дефицит предложения в сегменте автомобилей до 2 млн руб. После ухода иностранцев такие модели предлагала отечественная Lada — причем до июня только версии Granta и Niva.
По данным таможенной статистики КНР, экспорт легковых машин в Россию в с начала года вырос до $3,6 млрд. Ранее он достигал максимума в $227,8 млн в январе 2022 года. В апреле отгрузки в Россию составили рекордные в 2023 году $976,9 млн, а в мае они снизились на 17,2% (до $809,4 млн) в связи с динамикой курса.
Эксперты прогнозируют, что по итогам 2023 года китайские марки автомобилей могут занять от трети до половины российского рынка.
В конце февраля 2023 года автодилеры в России начали ввозить иномарки по параллельному импорту, чтобы перепродавать их продавцам машин. В конце марта 2022 года Минпромторг одобрил ввоз товаров по параллельному импорту — он начался в мае.
После начала «военной спецоперации» России на Украине 24 февраля 2022 года ряд автомобильных зарубежных брендов покинули российский рынок. На декабрь 2022 года на местном авторынке остались 14 брендов из 60, причем 11 из них — китайские.