Новости

Эксперты рассказали, почему блокчейн не поможет решить проблему мошенничества с продуктами питания

Митчел Вайнберг основал стартап Inscatech в 2009 году после пищевого отравления мороженым в Шанхае. За восемь лет работы компания превратилась в мировую сеть шпионов, которые следят за качеством продуктов питания. О том, как компания решает проблему мошенничества с продуктами питания, пишет агентство Bloomberg.


По запросу международных ретейлеров и производителей продуктов питания агенты Inscatech тщательно исследуют цепи поставок по всему миру, пытаясь обнаружить мошенничество в сфере пищевой промышленности и факты профессиональной некомпетентности. Inscatech разрабатывает молекулярные маркеры и генетические отличительные признаки, которые помогают отличить подлинные продукты от подделок.

Inscatech в основном использует информаторов на местах — это дает возможность узнать, на каком из этапов производства происходит мошенничество. При этом из-за хитрости мошенников в компании не рассматривают блокчейн в качестве решения проблемы.


Митчел Вайнберг

основатель Inscatech

«Проблема заключается в том, что данные могут быть надежными настолько, насколько надежен человек, предоставляющий эти данные. В большинстве цепочек поставок существует один или несколько ненадежных поставщиков данных. Это означает, что блокчейн, вероятно, будет бесполезен в борьбе с мошенничеством с продуктами питания, пока не будет тщательно проверен каждый фрагмент данных»

По словам Вайнберга, Китай по-прежнему лидирует по числу нарушений в пищевой промышленности. «Статистически мы раскрываем факт мошенничества примерно в 70% случаев, но в Китае этот показатель очень близок к 100%», — рассказал он агентству. Это повсеместная практика для разных групп продуктов питания, отметил основатель Inscatech.

За последние десять лет в Китае произошло несколько крупных скандалов в отрасли: в 2008 году в детском питании обнаружили химикат меламин (он добавляется в молоко, чтобы увеличить содержание белка), который привел к отравлению нескольких тысяч младенцев, а в 2013 году в КНР под видом говядины и баранины продавали мясо крыс и лис. По словам Джона Спинка, директора исследовательской организации Food Fraud Initiative Мичиганского Университета, мошенничество с продуктами питания ежегодно обходится отрасли в $40 млрд по всему миру.

«Потребители хотят знать о происхождении продуктов», — рассказал агентству Шон Рейн, управляющий директор China Market Research Group. По его словам, услуги, которые помогают компаниям смягчить репутационный риск, который создает мошенничество с продуктами питания, представляют собой большую область для роста. «Это важно не только для Китая, но и для всего мира, поскольку китайские компании из пищевой отрасли становятся частью мировой цепочки поставок», — рассказал он Bloomberg.

В настоящее время крупнейшие компании в пищевой промышленности используют для борьбы с мошенничеством технологию распределенного реестра. Так, в октябре прошлого года в Wal-Mart договорились с IBM отслеживать поставки свинины в Китае с помощью блокчейна. Кроме того, в июне китайская Zhong An Information and Technology Services заявила о планах по использованию технологии блокчейн для слежения за поставками куриного мяса. Использовать блокчейн планируют в Alibaba: компания будет сотрудничать с поставщиками продуктов питания из Австралии и Новой Зеландии.

По словам Фрэнка Юннаса, вице-президента Wal-Mart по пищевой безопасности, технология блокчейн крайне далека от использования в пищевой промышленности по всему миру, поскольку компании в основном ведут свою деятельность на бумажных носителях. Технология позволит лишить мошенников анонимности, поскольку с помощью блокчейна компании смогут фиксировать, кто внес данные в цепь поставок.

По прогнозу компании Accenture, к 2025 году технология блокчейн будет использоваться практически в любой индустрии, открывая новые возможности для бизнеса. Чем блокчейн может быть полезен вашему бизнесу, читайте в материале Inc.