Новости

Исследование: 25% российских стартапов открываются в е-коммерсе, и только 7% — туризм

Аналитики «Стартап Академии» школы управления «Сколково» спросили основателей малых и микропредприятий, а также основателей стартапов по всей стране о том, в каких сферах они предпочитают открывать бизнес. Наиболее популярными оказались электронная коммерция (25%), IT (21%), а также финансы и блокчейн (12%). За ними следуют недвижимость и девелопмент (10%), туризм и пищевая промышленность (по 7%). Результаты исследования находятся в распоряжении редакции Inc.

Самой перспективной отраслью для стартапов в ближайшие пять лет, по мнению большинства респондентов, останется электронная коммерция (31%). 27% участников опроса считают, что на первый план выйдет сфера IT, а каждый пятый назвал энергетическую отрасль и экологические стартапы. При этом 20% опрошенных уверены, что в течение пяти лет сфера развлечений и медиа потеряет свою актуальность.

Главным преимуществом электронной коммерции, по мнению представителей отрасли, являются низкие входные барьеры для старта бизнеса (35%). Это связано в первую очередь с отсутствием необходимости арендовать торговые площади и нанимать продавцов. Предприниматели также говорили о большом спросе на продукты и услуги (31%) и высоком потенциале роста и масштабирования бизнеса (20%).

IT-стартаперы отметили высокий потенциал роста и масштабирования бизнеса (49%) в этой сфере. Еще 14% указали на большой спрос на продукты и услуги, а 12% — на гибкость и возможность быстрой адаптации к изменениям рынка.

Что касается финансовой сферы, то основным преимуществом этого направления является высокий спрос на продукты и услуги в этом сегменте (20%), высокий потенциал роста (15%) и возможность привлечения внимания инвесторов и венчурных фондов (12%).

По данным исследования, в 2023 году 24% предпринимателей вложили в развитие бизнеса от 600 тыс. до 1 млн. руб. Пятая часть стартапов (22%) обошлась в 2–3 млн руб., а 18% — в 100–200 тыс. руб. При этом 15% инвестировали в свое дело 4–5 млн руб.

Бизнесмены рассказали, как им удалось адаптироваться к новой реальности. Так, треть (34%) опрошенных однозначно ответили, что смогли адаптироваться к изменениям и преодолеть все трудности, а четверть заявили, что, «скорее, справились, чем нет». При этом 28% признались, что не смогли подстроиться под новые экономические условия.

Участников исследования спросили и о мерах, которые, по их мнению, являются наиболее эффективными для развития стартапов в России. 28% респондентов указали на упрощение правового регулирования, процедур создания и регистрации компании. Еще 27% отметили повышение доступности финансирования и налоговых льгот для стартапов, а четверть — проведение мероприятий по повышению квалификации и поддержке молодых предпринимателей.

Интересно, что самой распространенной проблемой для стартаперов стал кадровый голод. Об этом сообщили 68% предпринимателей из сферы электронной коммерции и 41% IT-предпринимателей. Для e-com-стартаперов проблемой также стал недостаток доступного финансирования и инвестиций (18%). В то время как блокчейн-стартаперы отметили проблему ограниченных возможностей для масштабирования бизнеса из-за отсутствия ресурсов (27%) и высокий уровень конкуренции на рынке (21%).

Предприниматели поделились ожиданиями относительно результатов деятельности их стартапов. Так, 41% опрошенных ожидают, что в ближайшие три года их компании будут постепенно развиваться и показывать умеренный рост, пятая часть надеются добиться устойчивого позиционирования на рынке, а 14% планируют закрыться.

Ранее исследование сервиса «Прогноз спроса» компании Platforma и аналитики финансового маркетплейса «Сравни» показало, что основными технологическими решениями, внедренными малым и средним бизнесом в 2023 году, стали нейросети , усовершенствованные системы кибербезопасности и облачные сервисы. Причем лишь 15% российских компаний малого и среднего бизнеса не модернизировали ИТ-инфраструктуру в 2023 году.