Новости

Исследование BBC: похвала помогает не только тем, кого хвалят, но и говорящим

В новом исследовании от BBC Дэвид Робсон, автор книги «Разведывательная ловушка: почему умные люди делают глупые ошибки», рассказал о преимуществах похвалы — и почему ею не стоит пренебрегать.

Наша тревога по поводу того, как другие люди будут воспринимать наши собственные слова, зачастую мешает нам делать комплименты. Никто не хочет выглядеть глупо или неуклюже.

«Комплименты — это самый простой способ заставить других людей и, как следствие, нас самих почувствовать себя лучше. Но когда в голову приходит добрая мысль, люди часто ее не говорят», — говорит Николас Эпли, профессор поведенческих наук из Чикагского университета.

Новое исследование показывает, что мы зря опасаемся того, как люди воспримут нашу похвалу или как мы услышим похвалу от кого-то: если вы сможете избавиться от неловкости, то улучшите отношения со своим окружением.

В 2010 году Наоми Грант, доцент кафедры психологии Университета Маунт-Роял в Калгари, пригласила участников принять участие в исследовании «формирования впечатления». После заполнения анкет актер, который представился студентом-психологом, завязал беседу с участниками, в ходе которой расхваливал их одежду. После этого он сказал, что в университете проходит одно мероприятие, на которое нужно бы раздать листовки. В итоге 79% людей, что получили похвалу, согласились прорекламировать мероприятие и взяли листовки, против 46% из тех, кто не получили похвалу, но все равно согласились помочь.

Грант верил, что это происходит из чувства взаимности, люди убеждены, что за одно хорошее действие, будь то даже лестный отзыв об их внешнем виде, они обязаны чем-то отплатить.

Подобный подход может помочь повысить продуктивность в коллективе. «Люди обычно не понимают, что что-то настолько маленькое может иметь такое большое влияние», — объясняет Ванесса Бонс, профессор социальной психологии Корнельского университета.

Сама Ванесса Бонс провела исследование, в котором попросила участников сказать комплимент случайному человеку на территории университета, после чего ему отдавали конверт, в котором содержался небольшой опрос. Их просили обращаться к незнакомцам своего же пола.

В итоге комплимент оказал действительно сильное влияние. «Сначала люди чувствовали, что это взаимодействие будет очень неловким и что они будут немного неуклюжи», — говорит Бонс. Однако после комплимента люди начинали чувствовать себя свободнее и попросту лучше.

Еще два ученых, профессор Николас Эпли с Сюань Чжао, психологом из Стэнфордского университета, изучают аналогичные идеи, однако вместо того чтобы сосредоточиться на обменах между незнакомцами, они попросили участников сделать комплимент кому-то, кого они уже знали. В итоге люди боялись, что произнесут комплимент «неправильно», скажут глупость, начинали чувствовать себя неловко. Однако по исследованию стало понятно, что получатели совершенно не волнуются по этому поводу. Их волнует искренность.

Удовольствие, полученное от комплиментов, не пропадает в течение недели, утверждает Эпли. Конечно, нужно делать комплименты правильно, находить в человеке то, что отражает его истинную социальную ценность, вместо, например, похвалы внешности.

«Комплименты — это самый простой способ заставить других людей и, как следствие, самих себя почувствовать себя лучше», — говорит профессор Николас Эпли.