Интенсивное животноводство может повысить риски пандемий, говорится в исследовании Эксетерского университета. Исследователи подчеркивают, что, помимо микробиологических факторов, необходимо учитывать социальные, экономические и политические аспекты.
Исследователи предупреждают, что интенсивное животноводство привести к возникновению новых пандемий. Хотя принято считать, что индустриальное сельское хозяйство снижает риск зоонозных заболеваний (передающихся от животных к человеку) благодаря улучшению контроля, биобезопасности и сегрегации скота, опасения остаются.
В новом исследовании рассматривается влияние социальных и экономических факторов, которое часто упускают при традиционных оценках. В нем говорится, что последствия интенсификации сельского хозяйства «в лучшем случае неопределенны, а в худшем — могут способствовать повышению риска EID (возникающих инфекционных заболеваний)».
Ведущий автор исследования профессор Стив Хинчлифф сказал, что пандемия COVID-19 вновь пробудила интерес к ЭИД, особенно к зоонозным вирусам. Риски возникновения и передачи вирусов зависят от множества факторов, включая контакты между людьми и животными, а также от того, как люди используют землю.
По его словам, животноводство играет потенциально значительную роль в этих рисках, формируя ландшафты и предоставляя хозяев, которые могут выступать источником или усилителем возникающих патогенов.
Хотя такие риски обычно оцениваются с точки зрения микробиологических, экологических и ветеринарных наук, новое исследование подчеркивает необходимость учета социальных, экономических и политических факторов.
«Болезнь — это всегда нечто большее, чем просто передача патогенов, контакт и заражение, — говорит профессор Хинчлифф. — Основополагающий миф в интенсивном сельском хозяйстве — отделение домашнего скота от диких животных и тем самым исключение передачи болезней между ними. Но эти фермы существуют в реальном мире, поэтому здания и ограждения могут быть повреждены, дикие животные, такие как крысы или дикие птицы, могут проникнуть внутрь, а работники перемещаются по территории».
«Одним словом, несчастные случаи будут происходить всегда. Если принять во внимание социальные, экономические и политические факторы, то риск пандемии, связанный с интенсивным сельским хозяйством, вызывает опасения», — добавил он.
В статье подчеркивается, что расширение интенсивных фермерских хозяйств и связанное с этим ухудшение состояния окружающей среды могут повысить риск EID. Интенсификация приводит к «смешанному ландшафту» с разнообразием методов и типов ведения сельского хозяйства, — по словам исследователей, он несет наибольший риск EID.
О биобезопасности в документе говорится, что некоторые фермерские хозяйства считают расходы «непосильными», а региональные различия также оказывают влияние.
Например, европейские фермерские здания могут быть старыми и дорогостоящими в обслуживании, крупные американские фермы, как правило, представляют собой открытые бетонные конструкции с сеткой, чтобы избежать кондиционирования воздуха, а в субтропических районах необходимо уменьшить перегрев животных.
«В результате мы получаем далеко не биологически закрытую среду», — пишут авторы. Они также отмечают тесные связи между крупными пищевыми компаниями и национальными властями, что, по их мнению, говорит о захвате регулирующих органов и сложности разделения интересов.
«Повышение уровня биобезопасности на фермах, стандартизация и эффективность производства сельскохозяйственных животных — это не панацея для создания среды, свободной от болезней. Скорее, нам необходимо пересмотреть социально-культурные последствия интенсификации производства сельскохозяйственных животных для здоровья планеты, экологической устойчивости и благополучия животных», — говорит соавтор исследования доктор Кин Винг.
Ранее сообщалось, что власти Дании приняли решение впервые в мире ввести налог на выбросы углерода в сельском хозяйстве. Новые сборы за домашний скот начнут с 2030 года. Датским фермерам, производящим молочную продукцию, предстоит уплачивать 672 датских кроны ($96) годового налога с каждой коровы за выбросы, которые влияют на глобальное потепление. К 2035 году углеродный налог на животноводство, по данным издания, увеличится до $241 за корову.