В восьмедисятые годы массовая автоматизация В США угрожала низкоквалифицированным специалистам, отмечает издание. Роботы заменяли работников со средним образованием, однако сегодняшняя ситуация принципиально иная, подчеркивают исследователи. Без работы могут остаться высококвалифицированные специалисты.
В Европе в это же время наблюдалась несколько иная картина. Специалисты проанализировали 17 стран и пришли в выводу, что в Старом Свете очень сильны профсоюзные организации, фактически способные амортизировать влияние рынка. В целом в Европе, в отличие от Америки, нет единой картины: так, в одних странах – Италии, Дании, Франции высокооплаичваемые специалисты замещали собою низко- и среднеоплачиваемые. В Англии сокращение «середины» вылилось в росту низкооплачиваемого труда.
По данным Владимира Гимпельсона и Ростислава Капелюшникова из НИУ ВШЭ, в России такая поляризация не наблюдалась. Экономический рост перераспределил рабочие места в пользу «хороших», кризис замедлил тенденцию, но не смог ее остановить.
Именно развитие технологий, а не глобализация, привело к тому, что во многих странах рабочие стали получать меньше в национальной валюте, пришел к выводу МВФ. Помочь адаптироваться к технологическим изменениям специалистам должны правительства.
В заявлении IFR говорится, что роботы заменят трудовую активность, а не рабочие места. Полностью автоматизировать можно только 10% специалистов. Например, в Великобритании потеря 0,8 млн низкоквалифицированных рабочих мест компенсировалась появлением 3,5 млн высококвалифицированных. По оценкам IFR, один робот увеличивает производительность на 0,04% на 1 млн рабочих часов.
Несмотря на то, что роботизация сокращает трудоустойство и долю труда в национальном доходе, появление более высококвалифицированных задач приводит к обратному эффекту: в итоге инновации способствуют экономическому росту, подчеркивают специалистов Бостонского университета, и нет никаких доказательств, что из-за роботов люди могут оказаться лишними.