Новости

В Госдуме предложили запретить исследования потребительского рынка иностранцами

Депутаты хотят ограничить участие иностранных компаний в анализе российского потребительского рынка. Аналитики, которым будет разрешено работать в России, должны отчитываться ФАС о проведенных исследованиях.

В Госдуме предложили ограничить работу зарубежных аналитических компаний, специализирующихся на исследованиях потребительского рынка, сообщает РБК со ссылкой на законопроект. Инициативу предложила группа депутатов от «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России — За правду» и КПРФ во главе с председателем комитета по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым.

Члены Госдумы уверены, что заниматься исследованиями структуры рынка потребления в России может только отечественное юрлицо, «если иное не предусмотрено международным договором». Это юрлицо должно не менее чем на 80% принадлежать российским юридическим или физическим лицам.

Согласно предложенным поправкам, иностранная аналитическая компания должна собирать, систематизировать, анализировать и хранить информацию, которую получила в результате исследований, с использованием баз данных, находящихся в России. На территории страны нужно будет размещать «технические средства, используемые для проведения исследований».

Аналитические компании, которые получат разрешение на работу в России, должны соблюдать требования к обработке «контрсанкционной информации», то есть данных о сделках, которые могут повлечь введение ограничений. Аналитикам будет запрещено исполнять санкции в отношении России и создавать условия для публикации «недостоверных данных о структуре товарного рынка» в сети.

В планах создать реестр компаний, проводящих исследования потребрынка в России, — его будет вести ФАС. Работать в стране смогут только компании, вошедшие в перечень. Решать, кого включать в реестр, будет специальная комиссия при правительстве. Она же будет согласовывать структуру собственности компании-аналитика.

Депутат Владимир Гутенев, один из авторов законопроекта, считает, что иностранные аналитические компании собирают такую информацию о российском потребительском рынке, которая может давать картину состояния здоровья населения, диагнозов, которые ставят россиянам, рекомендуемых им лекарств.

В девятом пакете санкций ЕС было введено эмбарго для европейских компаний на исследования рынка в России, но их представительства продолжили работу в стране, отметил Гутенев. При этом Евросоюз «никак не наказал» оставшиеся компании.

Сейчас в России анализом потребительского поведения и рынка товаров занимаются представительства трех глобальных иностранных компаний: немецкая GfK Group, американская NielsenIQ и французская Ipsos.