«Для ограничения неформальности в первую очередь необходимо системной совершенствование институциональной среды и повышение качества регулирования. Нужно снижать разного рода административные барьеры, облегчая вход в бизнес, стимулируя создание новых и расширение действующих предприятий. Только через интенсивное создание формальных рабочих мест можно остановить рост числа неформальных», — говорится в совместном исследовании ЦСР и ВШЭ.
Максимальной доля неформально занятых получается, если причислять к ним всех, кто занят в некорпоративном секторе (без статуса юридического лица), минимальной — с корректировкой на индивидуальных предпринимателей, нотариусов и фермеров. При этом эксперты отмечают, что эти оценки не равны доле тех, кто не платит налоги или взносы в Пенсионный фонд.
Неформальную занятость можно разделить на три вида: самозанятость, неформальная работа по найму и нерегулярная занятость. В развитых и развивающихся странах (за исключением постсоциалистических) преобладает самозанятость, в России — наемный труд, продолжает газета. Самозанятых в России менее 5—7%, и эта доля стабильна на протяжении всех 2000-х годов, в течение которых доля всей неформальной занятости возросла в 1,5 раза с 11% до 17% рабочей силы. Уровень случайной занятости в этот период сокращался. Рост теневого рынка труда происходил за счет неформальной работы по найму, отмечает издание. При этом борьба с теневой занятостью направлена на 5—7% самозанятых, добавляет газета.
Сейчас нет необходимости в изменении модели рынка труда, отмечают авторы доклада. «Важнее избавится от избыточного и непрогнозируемого регулирования, избирательного и часто шизофренического правоприменения. Это и дешевле, и эффективнее других реформаторских начинаний. Хотя и этот путь не является простым», — сообщается в совместном докладе ЦСР и ВШЭ.
Попытка подсчета числа неформалов — тупиковый путь, поскольку внимание фиксируется на цифре, тогда как дело не в том, сколько их, а в том, в какой мере этот сегмент производителен, как он влияет на неравенство и благосостояние, пояснил изданию директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон, принявший участие в подготовке доклада. Ответ экспертов на вопрос, что делать с неформальной занятостью, — не делать ничего, приводит газета слова Гимпельсона.
По его словам, попытка полностью искоренить неформальную занятость имеет как плюсы, так и минусы, и неочевидно, что плюсов больше, добавляют «Ведомости». При выходе из тени могут возрасти заработки людей, их социальная защищенность, а также доходы бюджета, добавляет издание. Однако эти люди ушли в тень потому, что их отторг корпоративный сектор (крупных и средних предприятий): только за 2008—2015 гг. он сократил количество рабочих мест на 4,6 млн (почти на 12%). Способ сокращения неформальности — не отлавливать этих людей, а создавать условия для роста рабочих мест в формальном секторе, приводит газета слова Владимира Гимпельсона. По его словам, если будут создаваться новые предприятия, а действующие — расширять занятость, то им потребуется дополнительная рабочая сила и тогда люди из неформального сектора выйдут на свет, поскольку заработки у неформально занятых ниже, чем у выполняющих ту же работу официально.
Ранее Inc. сообщал, что Минюст определился со статусом самозанятых. Кроме того, в 2016 году Госдума приняла закон, которым предоставила двухлетние налоговые каникулы самозанятым гражданам, оказывающим услуги для личных, домашних и иных подобных нужд. Речь идет о нянях, сиделках, репетиторах и уборщицах, которые не привлекают к своей деятельности наемных работников.