Новости

Излишняя самоуверенность передается от руководителя к подчиненным. Это может навредить бизнесу, выяснили ученые

Фото: iStock

Самоуверенность заразительна, выяснили ученые из Йоркширского университета. И далеко не всегда она идет на пользу как отдельным людям, так и целым компаниям.

«Если вы столкнулись с чрезмерно самоуверенным человеком, вы с большей вероятностью переоцените и свои способности», — рассказала автор исследований, помощница профессора психологии Джоуи Ченг. Это особенность может привести к распространению опасного и ошибочного мышления в команде.

Ченг провела несколько экспериментов. В частности, она разделила добровольцев на пары, в которых один человек был застенчивым, а другой отличался самоуверенностью. Оба участника получали задание, а затем должны были оценить сами себя.

Выяснилось, что в присутствии самоуверенных партнеров скромные респонденты завышали оценку собственной работы. Также Ченг выяснила, что самоуверенность работает каскадно — когда человек начинает верить в свое превосходство в одной области, он распространяет эту самоуверенность и на другие сферы своей жизни.

Как пишет ВВС, такая стратегия поведения может весьма негативно сказаться не только на жизни конкретного человека, но и на судьбе целой компании. Неоправданно самоуверенные люди склонны совершать ошибки — этим они не отличаются от других. Однако уровень самокритики у них предельно занижен.

Психолог Джон Ризон еще в конце 80-х годов провел исследование, чтобы выяснить, что думают о себе водители автомобилей. Его результаты показали, что лишь пятеро из 520 респондентов оценили свой уровень вождения как «ниже среднего».

Остальные (даже поистине ужасные водители, которые постоянно совершали ошибки) считали себя не хуже других. Такое представление ставило под угрозу не только их самих, но и остальных участников движения.

Джоуи Ченг отмечает, что менеджерам и другим руководителям нужно внимательно следить за собственностью самоуверенностью, потому что она может передаваться другим. Скромные члены команды, в свою очередь, могут оказаться куда более реалистичными и прагматичными, что идет на пользу компании.