Американский финансовый конгломерат, один из крупнейших банков мира, JPMorgan Chase внедрил ИИ-ассистента на базе ChatGPT от OpenAI, что является начальным этапом плана финансового гиганта по внедрению технологии во все сферы деятельности. Программа, получившая название LLM Suite, уже доступна более чем 60 тыс. сотрудников финансового гиганта и помогает им решать такие задачи, как написание электронных писем и отчетов. Ожидается, что в конечном итоге новинка будет использоваться сотрудниками столь же широко, как и программа видеоконференций Zoom.
JPMorgan не стал разрабатывать собственную модель ИИ, а создал LLM Suite как портал, позволяющий использовать внешние большие языковые модели — сложные программы, лежащие в основе генеративных инструментов ИИ, — и запустил его вместе с OpenAI, создавшей ChatGPT.
«В конечном итоге мы хотели бы иметь возможность быстро переходить от одной модели к другой в зависимости от условий использования, — сказала Тереза Хайценретер, директор JPMorgan по данным и аналитике. — Мы не хотим зависеть от какого-либо одного поставщика».
Шаг JPMorgan, крупнейшего по размеру активов банка США, показывает, как быстро генеративный ИИ завоевал доверие американских корпораций после появления ChatGPT в конце 2022 года. Другой банк, Morgan Stanley, уже выпустил пару инструментов на базе OpenAI для своих финансовых консультантов. А технологический гигант Apple заявил, что интегрирует модели OpenAI в операционную систему сотен миллионов своих устройств, что значительно расширяет сферу их применения.
По словам генерального директора JPMorgan Джейми Даймона, в апреле эта технология — некоторые называют ее «когнитивной революцией», — в ходе которой будут автоматизированы задачи, ранее выполнявшиеся работниками, может стать такой же важной исторической вехой, как появление электричества, печатного станка и интернета. По словам Даймона, это, вероятно, «изменит практически все рабочие места» в банке. По состоянию на июнь в JPMorgan работали около 313 тыс. человек.
Банк предоставляет сотрудникам то, что по сути является ChatGPT от OpenAI в одобренной JPMorgan обертке. Внедрение ИИ-ассистента произошло чуть более чем через год после того, как сотрудникам было запрещено использовать ChatGPT. По словам Хайценретер, это произошло потому, что JPMorgan не хотел передавать свои данные внешним провайдерам.
«Поскольку наши данные являются ключевым фактором, мы не хотим, чтобы они использовались для обучения моделей ИИ, — сказала она. — Нам удалось реализовать проект так, чтобы сохранять защиту данных, используя модель».
Тем не менее банк широко внедрил LLM Suite. Им пользуются в потребительском подразделении JPMorgan, инвестиционном банке, а также в подразделении по управлению активами и богатством. Инновация может помочь сотрудникам в написании текстов, обобщении объемных документов, решении проблем с помощью Excel и генерировании идей.
По словам Хайценретер, получившей повышение в 2023 году и возглавившей кампанию по внедрению этой технологии, поставить ее на рабочие столы сотрудников — это только первый шаг. По ее словам, инженеры банка также могут использовать LLM Suite для включения функций из внешних моделей ИИ непосредственно в свои программы.
JPMorgan работал над традиционным ИИ и машинным обучением более десяти лет, но появление ChatGPT заставило его изменить направление деятельности. Традиционный ИИ выполняет конкретные задачи, связанные с распознаванием изображений, например делает прогнозы на основе исторических данных. Однако генеративный ИИ является более продвинутым и обучает модели на огромных массивах данных с целью создания шаблонов. Именно так формируются человекоподобные тексты или реалистичные изображения.
По словам Хайценретер, благодаря гибкости больших языковых моделей, количество вариантов использования генеративного ИИ «экспоненциально больше», чем у предыдущей технологии. Банк тестирует множество примеров использования обеих форм искусственного интеллекта.
JPMorgan применяет генеративный ИИ для создания маркетингового контента для социальных сетей, составления маршрутов для клиентов туристического агентства, которое он приобрел в 2022 году, и подведения итогов встреч для финансовых консультантов, говорит Хайценретер.
По ее словам, потребительский сегмент банка использует ИИ для определения мест размещения новых отделений и банкоматов с помощью спутниковых снимков, а также в кол-центрах, чтобы помочь обслуживающему персоналу быстро находить ответы. В то время как в международном сегменте компании, который ежедневно перемещает по миру более $8 трлн, ИИ помогает предотвратить мошенничество на сотни миллионов долларов.
Но банк проявляет большую осторожность в отношении генеративного искусственного интеллекта, который напрямую затрагивает отдельного клиента из-за риска получить от чат-бота неверную информацию, говорит Хайценретер.
По ее словам, в конечном итоге в области генеративного ИИ могут появиться «пять или шесть крупных основополагающих моделей», которые будут доминировать на рынке, сказала она. Банк тестирует большие языковые модели от американских технологических гигантов, а также модели с открытым исходным кодом для подключения к своему порталу.
Хайценретер наметила три этапа эволюции генеративного ИИ в JPMorgan. Первый — это сделать модели доступными для работников. Второй включает в себя добавление собственных данных JPMorgan для повышения производительности. Этот этап находится на ранней стадии.
В-третьих, это более крупный скачок, который приведет к гораздо большему росту производительности, когда генеративный ИИ становится достаточно мощным, чтобы работать как автономные агенты, выполняющие сложные многоступенчатые задачи. Это сделало бы рядовых сотрудников более похожими на менеджеров, работающих в связке с ИИ-помощниками.
Эта технология, вероятно, расширит возможности одних работников и вытеснит других, изменив состав отрасли, — трудно предсказать, как именно. По данным консалтинговой фирмы Accenture, рабочие места в банковской сфере наиболее подвержены автоматизации во всех отраслях, включая технологии, здравоохранение и розничную торговлю. ИИ может увеличить прибыль сектора на $170 млрд всего за четыре года, отмечают аналитики Citigroup.
Ранее Meta Platforms* (запрещена и признана в РФ экстремистской) заявила, что выпустит новый инструмент под названием AI Studio, который позволит пользователям создавать персонализированных персонажей с искусственным интеллектом. Кроме того, пользователи смогут делиться своими персонажами на различных платформах компании.