Китайские производители электромобилей, которым закрыт доступ в США из-за пошлин, ищут другие рынки сбыта. Но поскольку Мексика стала одним из них, Вашингтон опасается, что эта страна может быть использована как «черный ход» на американский рынок.
Согласно данным мексиканского министерства экономики, в прошлом году Китай стал ведущим поставщиком автомобилей: в Мексику были экспортированы транспортные средства на сумму $4,6 млрд. Доступные цены привлекли даже покупателей, настороженно относящихся к электрокарам. Конкурент Tesla компания BYD продает свой Dolphin Mini в Мексике примерно за $21,3 тыс., что чуть больше половины цены самой дешевой Tesla.
«Китайские автопроизводители очень агрессивно вышли на этот рынок, — говорит Хуан Карлос Бейкер, бывший заместитель министра международной торговли Мексики. — У них очень качественные рекламные акции и хороший продукт, который продается по очень разумной цене».
Некоторые китайские производители электромобилей, в том числе BYD, стремятся закрепиться в Северной Америке, рассматривая возможность строительства заводов в мексиканских штатах Дуранго, Халиско и Нуэво-Леон. Иностранные инвестиции стали бы мощным толчком для экономики страны. В BYD утверждают, что один завод создаст около 10 тыс. новых рабочих мест.
Но американские чиновники опасаются, что это может быть частью более масштабной стратегии китайских автопроизводителей по обходу торговых ограничений и выходу на американский рынок. «Мексика является привлекательной производственной площадкой не только для китайских, но и для других компаний, в том числе из-за свободного доступа к американскому рынку», — сказал Скотт Пол, президент Альянса американских производителей.
Такой доступ является частью Соглашения между США, Мексикой и Канадой (USMCA), пересмотренного варианта Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), которое отменило пошлины на оборот ряда товаров с 2018 года. По этому соглашению, если иностранная компания производит автомобили в Канаде или Мексике, они могут экспортироваться в США практически без пошлин.
«Мы видели, как Китай делает это и в других видах производства — от бытовой техники до автозапчастей и стали, — сказал Пол. — Уже более десяти лет Китай и США играют в игру с высокими ставками, когда речь идет о тарифах в торговой политике».
Хотя выполнить требования USMCA сложно, потенциальный сценарий пугает американских законодателей и автомобильные компании. «Если китайские автопроизводители смогут обосноваться в Мексике, они определенно будут представлять непосредственную угрозу для американских автомобильных компаний хотя бы потому, что их издержки будут ниже», — говорит Майкл Данн, генеральный директор Dunne Insights.
В мае президент Джо Байден объявил о введении ввозных пошлин на китайские электромобили в размере 100% от стоимости. Эксперты говорят, что давление со стороны США ставит Мексику в сложное положение, когда необходимо поддерживать отношения с Америкой, при этом не теряя китайских инвестиций.
Ранее стало известно, что китайские компании по производству электромобилей, зарегистрированные в США, вкладывают в исследования больше средств в отношении к объему продаж, чем Tesla. Это стратегия выживания в условиях жесткой конкуренции на китайском автомобильном рынке, одном из крупнейших в мире. Многие китайские автопроизводители уже тратят на исследования столько же или больше, чем их мировые коллеги, в процентном отношении к выручке, что значительно больше, чем несколько лет назад.